Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Статья о ТСЖ: Все мы «чайники» пока...



Источник: «Квартирный ряд»


В конце прошлого года на заседании российского правительства было сказано о том, что к 2010 году управлять многоквартирными домами должны в основном товарищества собственников жилья. До этого «светлого будущего» осталось менее трех лет. А результаты социологических исследований оптимизма не вызывают.

Реформа – пустой звук?

Вернемся на шесть лет назад. В 2001-м фонд «Общественное мнение» провел опрос. По его результатам только десять процентов населения знало, что такое ТСЖ, и всего лишь около семи процентов опрошенных были сторонниками того или иного объединения собственников. Причинами такого бедственного положения дел были названы: отсутствие работы по формированию общественного мнения, информирования населения о преимуществах товариществ, а также негативные мифы, которые распространяли противники ТСЖ.

В то же время был сформулирован серьезный вывод, который впоследствии стал основным рефреном всех публичных инициатив в жилищной сфере, – о необходимости вести разъяснительную работу среди населения о ТСЖ и их преимуществах.

По данным Минрегионразвития за 2007 год, лишь семь процентов приватизированного жилья в стране управляется ТСЖ. По данным Федеральной антимонопольной службы, обнародованным нынешним летом, 8,3 процента жилья управляется ТСЖ, ЖСК или иными специализированными потребительскими кооперативами. Возникает мысль, что те самые семь процентов населения, которые шесть лет назад видели смысл в этом объединении, его и реализовали. Так что же поменялось за шесть лет? Исходя из этих цифр, сторонников ТСЖ в стране не прибавилось.

Продолжим экскурс в социологию. Январь 2006 года. Независимая социологическая компания «РОМИР» проводит опрос в Москве. 51 процент жителей столицы не знают о том, что по новому Жилищному кодексу все до 1 марта 2007 года должны определиться со способом управления. Тот же 51 процент считает: изменения в Жилищном кодексе РФ никак не повлияют на качество обслуживания дома. И только 17 процентов проявляют оптимизм в этом вопросе.

В марте 2007 года Левада-Центр опросил жителей крупнейших городов страны. Об изменениях в управлении многоквартирными домами знало большинство опрошенных – 76 процентов. При этом 42 процента не поддерживали проведение реформы, и 70 – опять ничего не знали о сроках выбора управляющей компании.

Что примечательно. Если в марте 70 процентов москвичей пребывали в полном неведении, то уже в августе порядка 90 процентов собственников жилья выбрали способ управления своими домами. Конечно, за этим стояла гигантская работа московских властей. Тем не менее, посмотрим на качество этого выбора. Понятно, что подавляющее большинство остановилось на тех же самых ДЕЗах, которые у них и были. По существу, это был отказ от выбора, пассивный подход к нему. Только 16 процентов выбрали какую-то форму самоуправления.

На чем споткнулся обыватель

Наш фонд не проводил таких масштабных опросов, но хотелось бы поделиться результатами локальных исследований, которые мы закончили совсем недавно.

Проанализировали сообщения на форуме нашего сайта «Информационный центр реформы ЖКХ» за два года. Более 50 процентов высказываний посвящены теме выбора управляющей компании при условии отказа от некачественных услуг ДЕЗов. При этом у них возникает основная проблема: приходят в органы власти, спрашивают, есть ли альтернатива ДЕЗу, им отвечают: «Нет. Или ДЕЗ, или никто!».

Вторая группа вопросов была посвящена организации хозяйственной деятельности ТСЖ. Прослеживается потребность в очень конкретной практической информации, которую люди не могут получить.

И 20 процентов гостей сайта обратились в поисках документов, регламентирующих переход ДЕЗов из государственных учреждений в акционерные общества. Они сетуют, что, несмотря на активное обсуждение этой темы в прессе, публикации не дают представления о практической схеме проведения приватизации.

Причем надо понимать, что это исследование касалось очень инициативной, продвинутой аудитории, которая ищет информацию о выборе способа управления.

Другое исследование проводили в Центральном округе г. Москвы с аудиторией, которая характеризовалась достаточно высокой инертностью, низким уровнем достатка. Провели 18 фокус-групп. Выяснили: большинству жителей центра столицы тема создания ТСЖ незнакома, они испытывают трудности в понимании механизма управления собственным домом, в их представление об этом чаще всего вкладывается негативный смысл.

Из двухсот опрошенных ни один не имел личного опыта создания ТСЖ. Молодежь вообще не знает, что это такое, или имеет самые смутные догадки. Люди среднего и старшего возраста об этом слышали примерно в половине случаев.

Небольшая часть опрошенных осведомлена о товариществах достаточно подробно, но при этом проявляет резко негативное отношение к идее создания ТСЖ в своем доме. Причем все сходятся во мнении, что через ДЕЗы управлять домом невыгодно. Такова ситуация в Центральном столичном округе – одной из самых продвинутых в России территорий по развитию самоуправления в жилищной сфере. 45 процентов домов охвачены различными его формами, большинство ТСЖ – не формальные, а реально работающие.

Людям страшно!

Негативное отношение к ТСЖ связано, прежде всего, с восприятием этой формы управления как очень сложной, требующей серьезных финансовых расчетов, в которых люди не разбираются, и освоения специального пласта знаний. Выражается обеспокоенность и финансовым вопросом: будет тотальное увеличение личных затрат из-за того, что жители лишаются материальной поддержки властей на капитальный ремонт дома. Опасаются и обмана со стороны доверенных лиц, которым делегируют права по управлению ТСЖ. Лишь единицы – менее пяти процентов жителей старшего и среднего возраста – одобряют саму идею и концепцию ТСЖ. Но при этом говорят: идея отличная, но мы же люди социалистического сознания, привыкли, что за нас все делает государство!

Еще одно наше исследование – мониторинг информационных поводов и тем, которые освещаются прессой по реформе ЖКХ. Обывателя постоянно пугают негативными тенденциями – тарифы растут, растет изношенность жилищного фонда и инфраструктуры, естественно, повышается риск увеличения затрат на ремонт и они могут лечь на плечи собственников. При этом власти допускают злоупотребления, а тех, кто связался с частными компаниями или взял заботу об управлении домом на себя, попросту отключают от коммунальных услуг.

Таким образом, позитивные примеры или разъясняющая информация, которые бы помогли обывателю сориентироваться в способах управления домами на этом этапе реформы ЖКХ, полностью отсутствуют. Даже активные, инициативные жители не могут добыть нужные сведения.

Екатерина Шипова, генеральный директор Центра социальных проектов «Жилсовет»



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ