Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Тарифное регулирование, финансовое оздоровление, привлечение инвестиций в ЖКХ



Источник: http://www.gkh-forum.ru

Самарина Наталья Александровна, начальник отдела государственного регулирования естественных монополий Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития и торговли РФ

В последние несколько лет ЖКХ постоянно указывает на проблему недоинвестирования в восстановление и модернизацию основных производственных фондов, обосновывая ее возникновение проведением государством политики сдерживания роста тарифов на услуги ЖКХ, недостаточной степенью участия государства в ЖКХ.

На вопрос, что нужно ЖКХ, чтобы обеспечить темпы развития, соответствующие потребностям растущей экономики России, отрасль отвечает, что необходимы:

  • крупные капитальные вложения: на сегодняшний день потребность в инвестиционных ресурсах на полное восстановление жилфонда и коммунального сектора оценивается примерно в 2 трлн руб.;
  • длинные прямые инвестиции со сроком окупаемости от 7 лет (по оценке РКС, таким является срок окупаемости по 80 % инвестиционных проектов капитального характера);
  • дешевые заемные средства;
  • инвестиции, ориентированные на капитализацию прибыли, а не на текущую доходность – коммунальный сектор в долгосрочной перспективе не будет высокодоходным бизнесом.

Смотрите наши услуги по привлечению инвестиций в ЖКХ и Энергетику.

Минэкономразвития России несколько иначе представляет себе проблемы ЖКХ. Раз и навсегда необходимо разделить проблемы жилищного и коммунального секторов и, следовательно, пути их решения.

Рынок жилищных услуг является потенциально конкурентным. Он достаточно сегментирован по уровню доходов бытовых потребителей, и в силу этого сервисные компании должны проводить такую продуктовую и ценовую политику, которая позволяла бы придерживаться задачи обеспечения фиксированного перечня услуг с установленными качественными параметрами – для наименее обеспеченной части населения, и задачи удовлетворения широкого спектра потребностей и ожиданий – для наиболее обеспеченной части населения.

Компании коммунального комплекса нельзя относить только к сфере услуг (в традиционном понимании сферы услуг) – эти компании являются производителями коммунальных ресурсов, а также правообладателями объектов коммунальной инфраструктуры, поэтому и подход к решению его проблем должен отличаться от подходов жилищного сектора.

Росстрой приводит данные по износу производственных и инфраструктурных объектов коммунальной сферы РФ (в процентах):  износ котельных – 54,5, коммунальных сетей водопровода – 65,3, канализации – 62,5, тепловых сетей – 62,8, электрических сетей – 58,1, водопроводных насосных станций – 57,1, канализационных насосных станций – 57,1, очистных сооружений водопровода – 53,9, очистных сооружений канализации – 56,2.

Порядка 40 % оборудования в коммунальном комплексе было изготовлено 20 лет назад. В развитых странах цикл обновления подобного оборудования составляет 6–8 лет. Такая статистика позволяет сделать вывод о том, что сектор коммунальных услуг обладает большим потенциалом роста инвестиционной привлекательности. Действительно, во-первых, на рынке коммунальных услуг любой поставщик по сути является субъектом естественной или локальной монополии, во-вторых, этот рынок характеризуется устойчивым и неэластичным спросом (по цене и доходам потребителей) со стороны потребителей; в-третьих, для активов предприятий отрасли характерна недооценка по сравнению с аналогичными активами западных компаний в разы, и, в-четвертых, это отрасль, в которой доля частного капитала еще незначительна, в то время как в Европе ЖКХ полностью является сферой действия частных операторов – Правительство РФ ожидает, что в долгосрочной перспективе в России произойдет то же самое. Пока же рынок коммунальных услуг характеризуется наличием высоких входных барьеров на него: во-первых, это вертикальная интеграция, во-вторых, это институциональные барьеры, а также ряд стратегических барьеров.

Кроме того, целям диверсификации бизнеса соответствует распространенная в Европе практика владения крупными энергетическими компаниями оптового бизнеса, генерирующего коммунальные ресурсы, и розничного бизнеса, непосредственно обслуживающего конечных потребителей. В качестве примеров можно привести немецкие компании E.ON и RWE, владеющие объектами производства энергии и оказывающие розничным потребителям услуги по снабжению теплом, электричеством, водой и газом.

Смотрите наши услуги по привлечению инвестиций в ЖКХ и Энергетику.

Анализ деятельности предприятий ЖКХ показывает, что низкая инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ обусловлена рядом причин:

  • концентрация деятельности в рамках государственного и муниципального управления: чуть более 17 % рынка ЖКУ занято частными операторами (в том числе 1 % иностранные компании), около 83 % предприятий ЖКХ находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • краткосрочность действия тарифных планов и привязка тарифного регулирования к бюджетному процессу, планирование в котором осуществляется на срок не более трех лет;
  • методы тарифного регулирования, не дающие стимулов организациям коммунального сектора повышать эффективность и осуществлять долгосрочные инвестиции;
  • отсутствие инструментов страхования риска невозврата прямых инвестиций;
  • финансовая зависимость коммунального сектора от бюджетов через механизмы дотирования убытков и прямого субсидирования организаций в целях обслуживания ими льготных категорий потребителей;
  • неустойчивость финансового состояния большинства организаций коммунального комплекса, не гарантирующая его платежеспособность и инвестиционную привлекательность (капитальных вложений) в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска;
  • политизированность процесса принятия тарифных решений;
  • краткосрочность действия имущественных отношений и нестабильностью земельного и приватизационного законодательств;
  • отсутствие инвентаризации и государственной регистрации большинства объектов коммунального сектора;
  • высокие скрытые технологические риски;
  • недостаточность проектных возможностей, а отсюда отсутствие качественных проектов инвестирования в объекты коммунального сектора;
  • нехватка качественного производственного и управленческого персонала в коммунальном секторе.

Все эти задачи вполне разрешимы.

Проблема инвестиционной непривлекательности коммунального сектора должна решаться комплексно и последовательно. В условиях отрицательной рентабельности деятельности предприятий коммунального комплекса для частного инвестора важна по меньшей мере способность предприятий к самовосстановлению на основе экономически обоснованного плана финансового оздоровления организации, содержащего не только мероприятия по реструктуризации долгов, но также и такие меры, как слияние предприятий, применение лизинга, сокращение условно-постоянных затрат, оптимизация загрузки производственных и инфраструктурных мощностей, освобождение от непрофильных активов (продажа).

После создания соответствующей современным условиям структуры управления, системы контроля и анализа деятельности организаций коммунального сектора уже можно ставить задачу оценки реальных инвестиционных потребностей отдельных предприятий и отрасли в целом.

На сегодняшний день Минэкономразвития России законодательно обеспечивает решение проблемы снижения институциональных барьеров входа в отрасль коммунальных услуг. Устанавливаются правила игры в сфере частно-государственного партнерства: в 2005 г. вступил в действие Федеральный закон « О концессионных соглашениях», в ноябре 2006 г. утверждено типовое концессионное соглашение в сфере электро- и теплоснабжения, постановлением Правительства РФ от  5 декабря 2006 г. № 748 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий» утверждено типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства.

В настоящее время Минэкономразвития России разработана система тарифного регулирования, которая обеспечит приток частного капитала в отрасль. Система тарифного регулирования затраты-плюс, применявшаяся еще в плановой советской экономике, не стимулирует компании сокращать текущие издержки, повышать качество и надежность сервиса, осуществлять эффективные инвестиции. Минэкономразвития России разработан и проходит согласование проект постановления «Об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса…». Принятие данного документа, во-первых, позволит перейти к тарифным планам, действующим не менее трех лет. Во-вторых, обеспечит приток частных инвестиций в коммунальный сектор, гарантируя инвесторам не меньшую, чем альтернативная стоимость вложений при сопоставимости рисков, норму доходности на задействованный акционерный и заемный капитал. Такая норма доходности стимулирует инвестора реинвестировать прибыль в это же предприятие вместо того, чтобы распределять ее на дивиденды. В третьих, предлагаемая система регулирования тарифов сместит центр внимания компаний коммунального комплекса и потребителей услуг с величины тарифа на надежность и качество оказываемых ими услуг, так как превышение компаниями коммунального комплекса целевых значений показателей надежности и качества позволит компаниям получать бонусы, а получение худших, чем целевые, результаты повлечет за собой санкции в виде сокращения тарифа на следующий год. В-четвертых, эта система потребует от компаний ежегодного сокращения операционных издержек с заданным регулятором темпом и повышения общей эффективности.

Вместе с тем в разработанном документе предусматривается плавный переход на новую систему регулирования по мере акционирования компаний и преодоления ими убыточности своей деятельности.

И все же, надо добавить, что ЖКХ необходимо ориентироваться на потребности и ожидания своих потребителей. Социальное недовольство ЖКХ вполне обоснованно. Психология потребителя такова, что, наблюдая ежегодный рост тарифов на соответствующие услуги, он ожидает, что перечень услуг будет соответствовать его изменившимся предпочтениям, стоимость услуг будет учитывать уровень его благосостояния, а качество и надежность предлагаемого сервиса повышаться. Но ничего этого в данный момент он не получает – качество и надежность сервиса в сфере ЖКХ остались на уровне советского периода. Первоначально компаниям ЖКХ необходимо понять, что современный потребитель хочет получить продукт нового качества и (или) сопровождающийся оказанием дополнительных сервисных услуг.

Смотрите наши услуги по привлечению инвестиций в ЖКХ и Энергетику.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ