Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Опыт Мосводоканала в реализации инвестиционных проектов



Источник: http://www.mosvodokanal.ru

Храменков С.В., Савченко Т.Н., Чванкина Г.Н.
МГУП "Мосводоканал"

При строительстве инженерных объектов МГУП "Мосводоканал" впервые в России была внедрена финансово-правовая схема привлечения частных инвестиций по модели "ВООТ".

Модель "ВООТ" (в переводе с английского означает: строить, владеть, эксплуатировать, передавать) широко применяется в международной практике. С привлечением инвестиций по этой схеме в Москве построены:

• Станции очистки сточных вод в Южном Бутово и Зеленограде;
• Завод и цех по механическому обезвоживанию осадков сточных вод на 19-й и 8-й иловой площадке МГУП "Мосводоканал";
• Строится Юго-Западная водопроводная станция.

Классическая схема модели "ВООТ" обеспечивает сооружение объектов инженерной инфраструктуры за счет привлечения частных инвестиций с возмещением расходов инвестора в течение длительного срока эксплуатации построенного объекта (1025 лет).

Эта схема основывается на соглашении между Инвестором и Правительством города или муниципалитетом. Держатель Проекта  он же Инвестор, использует собственные средства, сформированные за счет взносов акционеров в Уставный капитал, и кредиты банков и строит объект инженерной инфраструктуры. Эксплуатация построенного объекта в период возврата инвестиций может быть поручена Держателем Проекта специально созданной эксплуатирующей компании. Погашение кредитов Банков и выплаты дивидендов Акционерам Держателя Проекта обеспечиваются за счет доходов от реализации продукции или услуг. По истечении срока действия соглашения по "ВООТ" объект передается городу.

Однако, в связи с объективными особенностями сложившейся на сегодня в городском хозяйстве ситуации (отсутствие возможности заложить в тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения инвестиционную составляющую  из-за низкой платежеспособности потребителей) Инвестором и Правительством Москвы при реализации проектов была применена не классическая, а модифицированная схема. При которой возмещение инвестиционных затрат фирме-инвестору производится из бюджета города за счет лимитов капитальных вложений; а эксплуатационных издержек  за счет тарифов.

В настоящее время Проекты по модели "ВООТ" успешно реализуются, однако хотелось бы обратить внимание наших последователей на ряд проблем, с которыми мы столкнулись из-за несовершенства налогового законодательства.

В соответствии с условиями Инвестиционных Договоров на реализацию проектов строительства станций очистки сточных вод в Южном Бутово и Зеленограде Правительство Москвы в течение 12,5 лет после пуска станций в эксплуатацию компенсирует Держателю Проекта затраты, связанные с финансированием строительства станции, после чего станции (как объект недвижимости) перейдут в собственность Правительства Москвы.

Согласно действующему законодательству РФ Правительство Москвы, как источник выплаты доходов иностранному юридическому лицу, должно перечислять в бюджет налоги с доходов данного юридического лица нерезидента (НДС и налог на доходы) при перечислении платежа инвестору и переходе прав собственности. Из-за отсутствия специального законодательства возможны различные подходы к вопросу налогообложения по данным проектам, которые значительно удорожают стоимость реализации Проекта Отработанная на примере станций очистки сточных вод Южное Бутово и Зеленограде модель "ВООТ" получила дальнейшее развитие в ходе реализации других инвестиционных проектов.

Так в августе 2003 года Правительством Москвы был подписан Договор о реализации проекта финансирования, строительства и эксплуатации Юго-Западной водопроводной станции (ЮЗВС) производительностью 250 тыс. м3/сут.

В этом проекте в целях оптимизации налоговых платежей, возникающих при погашении Правительством Москвы инвестиций, схема "ВООТ" была усовершенствована: в период эксплуатации объекта Правительство Москвы будет выкупать не имущество (основные фонды ЮЗВС), а акции собственника водопроводной станции. По действующему законодательству операции с ценными бумагами налогами (например, НДС) не облагаются, в результате значительно минимизируется стоимость реализации Проекта.

В июле 2005 года Правительством Российской Федерации был утвержден федеральный закон "О концессионных соглашениях" (№115ФЗ от 21.07.2005). Данный закон регулирует на территории Российской Федерации отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, и оговаривает перечень объектов имущества, которые могут быть объектами концессионных соглашений.

Особенностью российского закона о концессиях является обязательное право собственности концедента (это Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) на концессионный объект, а право владения и использования концессионером на объект концессионного соглашения регистрируются уже как обременение права собственности концедента. В период использования (эксплуатации) концессионного объекта концессионер выплачивает концеденту концессионную плату.

В настоящее время существует ряд трудностей и препятствий для использования концессионного соглашения:

• во-первых, до настоящего времени Правительством РФ не утверждено Типовое концессионное соглашение, предусмотренное федеральным законом;

• во-вторых, не отработан механизм и критерии отбора победителя конкурса на заключение концессионного соглашения (проведение конкурса по закону является обязательным);

• в-третьих, деятельность концессионера удорожает тариф за счет включения в него источников исполнения инвестиционных обязательств концессионера.

Опубликовано в сборнике тезисов докладов
седьмого международного конгресса
«Вода: экология и технология»  



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ