Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Развитие предпринимательства в коммунальной сфере – как фактор ее модернизации (часть 1)



Источник: www.tpprf.ru

ЧЕРНЫШЕВ Леонид Николаевич
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ
по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ,
профессор, д.э.н.

Анализируя деятельность жилищно-коммунальных служб, авторы неизменно оперируют такими понятиями, как: кризис инженерной инфраструктуры; высокий износ основных фондов; огромная задолженность муниципальных предприятий (порядка 300 млрд.рублей); неэффективное управление недвижимостью; низкое качество коммунальных услуг и высокие тарифы на их оплату. В настоящее время жилищно-коммунальный сектор обеспечивает 7,6 % добавленной стоимости, аккумулирует 9% занятых в экономике и 33% основных фондов. В то же время, исследования показывают, что развитие этой высоко капитализированной сферы деятельности, во-первых, зависит от внутренних экономических факторов, во-вторых, от формирования в ней рыночных отношений.

Внутренние факторы, влияющие на развитие ЖКХ.

В докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования отмечается, что  причины кризиса в ЖКХ заложены в неравномерном развитии экономики России.

Так, в экспортно-сырьевом секторе средняя норма прибыли в 2004 году составила 19,3%, в инфраструктурном – в два раза меньше, а во внутренне ориентированном (в ЖКХ) – в шесть раз меньше. Такой перепад в рентабельности обуславливает направление потоков капиталов в экономике России. В экспортно-сырьевом секторе сосредоточено 45% всей прибыли и 25% инвестиций, что свидетельствует об избытке средств по отношению к эффективному их использованию.

В ЖКХ складывается иная картина – недостаток капитала и низкая инвестиционная привлекательность. На него приходится только 9% прибыли и 13% инвестиций, что не соответствует ни размерам накопленного капитала, ни потребностям обновления. Исходный разрыв между экспортно-сырьевым и внутренне ориентированным секторами не уменьшается, а увеличивается. Восстановление основных фондов коммунального хозяйства требует около 57 млрд. долларов США, что примерно в 20 раз превышает годовой объем инвестиций в этот сектор.

Налоговая нагрузка, генерируемая сектором социальных услуг – прежде всего ЖКХ (производство работ (услуг) составило в 2005 г. более 1,2 трлн.рублей), достигает огромных размеров. Потребности в финансировании при условии нормализации воспроизводства в данном секторе составляет 13-14% ВВП или более трети доходов всех бюджетов страны. Фактическое финансирование в 2004 году составило только 8,1% ВВП.

Вследствие недостаточного финансирования состояние инфраструктуры непрерывно ухудшается. Разрыв между объемом производимых работ (услуг) и потребностями в его воспроизводстве привел к образованию так называемой ресурсно-институциональной воронки, влияющей как на качество услуг, так и на использования ресурсов, эффективность которых падает и возникает еще больший их дефицит.

Не смотря на это объективный анализ институциональных преобразований, проведенных в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации в последние 15 лет не дает нам оснований говорить об их недостаточности, а тем более неэффективности.

По существу в этот период удалось главное – создать законодательные предпосылки изменений структуры управления и форм хозяйствования в этом социально значимом секторе национальной экономики. Принятые в рамках жилищного пакета законы (Жилищный кодекс, «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Национальный проект «Доступное жилье – гражданам России» и Программа «Жилище») определили на ближайшую перспективу организационно-правовые и финансово-экономические задачи развития жилищной и коммунальной сферы муниципальных образований.

В рамках этих решений существенное внимание уделяется ликвидации действующих унитарных государственных и муниципальных предприятий. Это касается и предприятий коммунального комплекса, для которых годы экономических реформ не прошли безрезультатно. Многие из них изменили организационно-правовую форму. В то же время, проведенные исследования и данные статистики показывают, что доля унитарных предприятий здесь еще составляет:

  • В водоснабжении и водоотведении          – 61%;
  • В электроснабжении                                   - 39%;
  • В теплоснабжении                                       - 41%;
  • В  многоотраслевых (где помимо коммунальных услуг осуществляются другие виды жилищно-коммунальной деятельности       - 69%.


Вернуться к разделу статей

Практический семинар «Как оформить передачу объектов ЖКХ в концессию»

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ