Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Развитие предпринимательства в коммунальной сфере – как фактор ее модернизации (часть 2)



Источник: www.tpprf.ru

ЧЕРНЫШЕВ Леонид Николаевич
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ
по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ,
профессор, д.э.н.

Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», акционирование муниципальных унитарных предприятий должно было быть завершено до 01.01.2006 г., на сегодня только часть предприятий (из 52 тысяч) изменило форму собственности и стало частными структурами.

Преобладающей формой частных предприятий в коммунальном комплексе являются акционерные общества (АО), которые создавались в процессе выведения объектов коммунальной инфраструктуры (водоканалы, котельные и т.п.) из имущественного комплекса при приватизации предприятий национальной экономики и акционировании муниципальных унитарных предприятий (МУПов) с участием местных администраций. Это привело к многовариантности возможных решений по акционированию, а порой и приватизации коммунальных предприятий.

Основной отличительной чертой акционирования при формировании обществ было включение или не включение объектов инженерной инфраструктуры в уставной капитал. При этом если основные фонды были жестко привязаны к видам деятельности, то по другим активам был значительный простор для принятия решений.

Таким образом, многовариантность форм создания акционерных обществ обуславливалась:

·         распределением акций между муниципалитетом и коллективом предприятия;
·         включение или не включение в акционерный капитал монопольной составляющей основных фондов;
·         передачей или не передачей в доверительной управление пакетов акций частным предпринимателям;
·         продажей пакета акций частным предпринимателям;
·         разделение предприятия при акционировании на несколько юридических лиц;
·         создание муниципалитетом совместных предприятий с аффелированными структурами РАО ЕЭС России и ОАО «Газпром» с целью разрешения проблемы задолженности коммунальных предприятий перед большой энергетикой.

Формы акционирования на местах отличались также вследствие различных возможностей формирования конкурентной среды, масштабов накопленной задолженности, технологических особенностей и сформировавшейся культуры договорных отношений.

Исследования показывают, что:

·         у основной массы работающих сегодня в коммунальном комплексе акционерных обществ инженерная инфраструктура не включена в уставной капитал, а передана обществу на правах долгосрочной аренды;
·         образованные акционерные общества уже «поглощаются» частным бизнесом;
·         акции передаются муниципалитетом в доверительное управление частным операторам;

Реальные инвестиции, как показывают исследования, если и вкладываются частными инвесторами в обновление или создание инфраструктуры, то только тогда, когда они получают полный контроль над деятельностью такого общества и формализуют с властью имеющиеся здесь политические, финансовые, технологические, экономические и другие риски.

Но такая практика, является скорее исключение из правил. В основном существующие акционерные общества ориентированы на обслуживание и развитие арендуемой ими инженерной инфраструктуры за счет собственных и бюджетных средств, а при реализации высокоэффективных и быстро окупаемых проектов кредитных ресурсов на общих основаниях.

Таким образом, основная задача первого этапа приватизации муниципальных унитарных предприятий – повышение уровня конкуренции ЖКХ и эффективности функционирования предприятий – была достигнута, за счет того что:

· Акционерное общество обладает большей по сравнению с унитарным предприятием самостоятельностью по принятию решений в процессе хозяйственной деятельности, которая выражена в переходе от директивных к договорным формам отношений с собственными инфраструктурами;
· Как организационно-правовая форма хозяйствования акционерное общество отвечает требованиям рыночной экономики, позволяющей формировать конкурентную среду организаций, способных предоставить более качественные коммунальные услуги;
· При наличии корпоративных инструментов управления частной компании (собрание акционеров, наблюдательный совет, управляющих акционеров, владение акциями, передача в аренду основных средств производства) органы местного самоуправления сохраняют контроль за деятельностью общества, занимающего монопольное положение на локальном рынке коммунальных услуг;
· Результаты своей деятельности акционеры оценивают по конечному результату, это в свою очередь способствует снижению нерациональных затрат как в организации и управлении производством, так и при использовании устаревших технологий и оборудования.
· Коллективы делает все возможное для того, чтобы обеспечить капитализацию своих активов путем их инвентаризации, учета и оценки (переоценки) и регистрации собственных и переданных в аренду основных фондов с целью использования в комплексе как инструмента привлечения заемного капитала.

При этом следует отметить, что за последнее время уровень финансового менеджмента во многих акционерных обществах, созданных в свое время в коммунальном хозяйстве, значительно вырос. Этому способствовали тесное контакты профильных специалистов акционерных обществ с иностранными консультантами в рамках реализации проектов Международных и Европейского банков реконструкции и развития, других финансовых и бизнес структур (подготовка бизнес-планов, процедуры закупок, разработка тендерной документации.), осуществляемые с середины 90-х годов, а также выпуск строительными ВУЗами России отечественных специалистов по управлению недвижимостью в городском хозяйстве.

В тоже время стопроцентное владение муниципалитетами акциями созданных АО в условиях большого количества нераспределенных рисков, привело к зависимости их деятельности от бюджетного финансирования и непрозрачной тарифной политики.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ