Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Инвестиционные соглашения в сфере коммунального обслуживания



Источник: http://www.spbpravo.ru

Блинкова Е.В., докторант Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук, доцент, член Российской академии юридических наук.

Развитие государственного и муниципального секторов в направлении более органичного включения в систему рыночных отношений требует формирования соответствующих институциональных структур, новых партнерских форм взаимодействия публичного и частного капитала, создания и совершенствования смешанной экономики при реструктуризации публичного сегмента экономики. В первую очередь это относится к инфраструктурным отраслям, в частности к коммунальному комплексу, который должен обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности населения. Качественное улучшение работы коммунального комплекса требует повышения эффективности управления и привлечения капиталовложений в объемах, существенно превосходящих возможности бюджета. В то же время использование механизмов приватизации коммунальных систем в настоящее время нецелесообразно по причине непредсказуемых политических и социально-экономических последствий.
Опыт многих стран мира с различными политическими и экономическими системами, уровнем развития рыночных отношений свидетельствует о том, что одним из наиболее эффективных путей обеспечения количественных и качественных характеристик объектов публичной (государственной и муниципальной) собственности является привлечение к финансированию и управлению этими объектами частного капитала, однако не на путях их приватизации, а на концессионной основе. Публично-правовые образования постепенно отказываются от неэффективных форм ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей им собственности на частный сектор, который, в свою очередь, пользуясь публичными гарантиями, привносит с собой в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. Экономический эффект для общества состоит в том, что оно получает более качественные товары и высокий уровень обслуживания при минимальных издержках.
В России создать условия для реализации инвестиционной деятельности и обеспечения устойчивого развития инженерной инфраструктуры муниципальных образований Российской Федерации путем привлечения инвестиций в сферу коммунального обслуживания населения и прочих потребителей призван разработанный инициативной группой депутатов Федеральный закон "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания", проект которого был принят в первом чтении в прошлом году.
В проекте Федерального закона "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания" (далее - Проект) под инвестиционным соглашением понимается договор, по которому одна сторона (муниципальное образование) предоставляет другой стороне (инвестору) на срочной и возмездной основе на риск инвестора при условии осуществления им инвестиций, предусмотренных указанным соглашением, право на пользование муниципальным имуществом, создание нового или восстановление существующего муниципального имущества в течение срока действия инвестиционного соглашения на предусмотренных в нем условиях с последующей передачей созданного или восстановленного имущества в собственность муниципального образования и (или) оказание услуг, производство товаров и проведение работ (п. 1 ст. 2).
По инвестиционному договору могут передаваться как права пользования, так и права на осуществление той или иной деятельности в сфере коммунального обслуживания. Использование концессионной формы вызвано тем, что имущество, создаваемое, восстанавливаемое или используемое инвестором в соответствии с заключенным соглашением, не подлежит приватизации либо является имуществом, приватизация которого запрещена. Имуществом, в отношении которого передается право пользования, создания или модернизации, являются предприятия, земельные участки, природные объекты, объекты инженерной инфраструктуры как комплексы сооружений и коммуникаций, объекты инженерного оборудования, а также объекты коммунального обслуживания населения и прочих потребителей, обеспечивающие устойчивое развитие и функционирование муниципальных образований, и другие аналогичные объекты недвижимости.
Инвестиционным соглашением может предусматриваться предоставление права пользования муниципальным имуществом в следующих сферах: системы и объекты водоснабжения, канализации и очистки сточных вод, системы и объекты теплоснабжения, сети и объекты газоснабжения низкого давления, сети и объекты энергоснабжения низкого напряжения, а также объекты в сфере захоронения и переработки твердых бытовых отходов.
Сторонами инвестиционного соглашения выступает муниципальное образование, включая города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, от имени которых выступают органы власти данных субъектов Российской Федерации, с одной стороны, и лицо, являющееся инвестором в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо объединение лиц, действующих на основе договора о совместной деятельности (договоры простого товарищества), с другой стороны. В случае, когда в качестве инвестора выступает объединение лиц, действующих на основе договора о совместной деятельности (договоры простого товарищества), инвестиционное соглашение заключается с юридическим лицом, действующим от имени участников такого объединения, при этом участники объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного соглашения (ст. 3 Проекта).
Инвестиционное соглашение заключается с победителем торгов (п. 1 ст. 14 Проекта). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, перед заключением инвестиционного соглашения проводится экспертиза инвестиционного проекта, реализация которого предусмотрена соглашением.
Заключение инвестиционного соглашения без проведения торгов допускается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления в случаях, когда:
1) на участие в торгах поступила только одна заявка или в течение срока подачи заявок на участие в торгах ни одной заявки не поступило;
2) иные основания для такого заключения установлены действующим законодательством Российской Федерации;
3) при расторжении концессионного соглашения в одностороннем порядке для обеспечения непрерывности выполнения определенных работ или предоставления услуг заключается временное соглашение на период подготовки и проведения торгов на право заключения нового инвестиционного соглашения взамен расторгнутого;
4) в случае направления инвестором в орган местного самоуправления по собственной инициативе предложения о заключении инвестиционного соглашения на определенных условиях и заинтересованности соответствующего органа местного самоуправления в заключении соглашения на этих условиях орган местного самоуправления обязан опубликовать в официальном печатном издании информацию о подаче предложения, предмете и условиях соглашения, а также обязан предложить всем заинтересованным лицам заявить о своей готовности принять участие в торгах на право заключения соглашения на данных условиях. Если в течение 30 дней с момента публикации от третьих лиц не поступят заявки на участие в торгах, соглашение может быть заключено с инвестором, направившим предложение, без проведения торгов. При этом условия заключенного инвестиционного соглашения не могут быть изменены в течение срока его действия по сравнению с условиями, содержавшимися в первоначальном предложении (ст. 17 Проекта). В иных случаях проведение торгов является обязательным и осуществляется органом местного самоуправления, который создает конкурсную или аукционную комиссию и определяет ее состав, регламент и порядок работы. В состав такой комиссии входят представители соответствующих органов исполнительной власти, а также иные лица, включая независимых экспертов. Условия торгов и критерии определения лица, выигравшего торги, устанавливаются органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия конкурса или аукциона не могут предусматривать обязательств инвестора, не связанных непосредственно с осуществлением прав на пользование муниципальным имуществом, создание нового или восстановление существующего муниципального имущества в течение срока действия инвестиционного соглашения на предусмотренных в нем условиях с последующей передачей созданного или восстановленного имущества в собственность муниципального образования и (или) на оказание услуг, производство товаров и проведение работ.
О проведении конкурса или аукциона организатор торгов должен опубликовать извещение в официальном издании. Не менее чем за 90 дней до указанного в извещении дня начала приема заявок на участие в торгах организатор торгов обязан обеспечить всех участников торгов необходимой документацией. Прием заявок на участие в торгах прекращается не ранее чем через 60 дней со дня начала приема заявок. Сведения, содержащиеся в предложениях участников торгов, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.
Конкурсная или аукционная комиссия осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление предложений участников торгов и определяет лицо, выигравшее торги. Организатор торгов подписывает с данным лицом протокол, на основании которого заключается инвестиционное соглашение. В случае, если лицо, выигравшее торги, уклоняется от подписания протокола, организатор торгов определяет другого участника торгов в качестве лица, выигравшего торги, из числа участников, предложивших наилучшие условия при проведении конкурса либо предложивших наиболее высокую цену (цены) при проведении аукциона. Информация о результатах торгов должна быть опубликована в официальном издании не позднее чем через 30 дней с момента подписания протокола.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, что влечет недействительность соглашения, заключенного с лицом, выигравшим торги, а если инвестиционное соглашение к моменту подачи в суд заявления об обжаловании результатов торгов не было заключено, то его заключение приостанавливается до момента вынесения судебного решения.
При обжаловании результатов торгов после заключения инвестиционного соглашения оно подлежит исполнению в соответствии с его условиями до вынесения судом решения о признании торгов недействительными. При признании судом результатов торгов недействительными исполнение инвестиционного соглашения, заключенного по результатам данных торгов, прекращается с момента вступления в силу решения суда. При отсутствии вины инвестора в недействительности торгов с ним может быть заключено новое инвестиционное соглашение в обычном порядке (ст. 15 Проекта).
Проект Федерального закона "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания" в ст. 12 определяет, что в инвестиционном соглашении должны быть указаны следующие существенные условия:
1) условия о правах пользования имуществом муниципального образования, включая указание территориальных границ действия соглашения;
2) состав имущества, передаваемого инвестору;
3) объемы инвестиций и сроки их осуществления;
4) срок действия инвестиционного соглашения, условия и порядок его продления, приостановления и прекращения;
5) виды деятельности, осуществляемой инвестором, состав производимой в соответствии с соглашением продукции (товаров, работ и услуг) и предъявляемые к ней требования;
6) размер вносимой инвестором платы, а также порядок ее внесения;
7) порядок и условия принятия и изменения цен и тарифов на производимую в соответствии с инвестиционным соглашением продукцию (товары, работы и услуги);
8) порядок и место разрешения споров, а также суды, на разрешение которых будет передан спор при наличии неустранимых разногласий сторон;
9) условия о пользовании информацией, указанной в п. 3 ст. 5 настоящего Федерального закона.
В инвестиционное соглашение также могут быть включены следующие условия:
1) порядок передачи инвестору в пользование муниципального имущества, проверки его состояния в период действия соглашения и возврата (передачи) имущества в муниципальную собственность;
2) порядок внесения изменений в соглашение в случае изменения условий хозяйственной деятельности инвестора;
3) порядок возврата земельных участков, иных природных объектов и иного имущества, переданного в пользование инвестору в соответствии с соглашением;
4) обязательства сторон по развитию инженерной инфраструктуры муниципального образования;
5) порядок реализации инвестором продукции (товаров, работ, услуг), произведенной им в соответствии с соглашением;
6) обязательства инвестора по осуществлению мер, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий экологически вредного воздействия деятельности инвестора.
По усмотрению сторон в инвестиционное соглашение могут быть включены и иные условия. Условия инвестиционного соглашения могут быть изменены соглашением сторон в зависимости от вида соглашения, специфики конкретного вида деятельности и требований законодательства Российской Федерации.
Особое внимание в Проекте уделено обеспечению безопасности интересов инвестора. Так, если изменение тарифов на продукцию (товары, работы и услуги), производимую инвестором, осуществляемое муниципальным образованием в одностороннем порядке, наносит финансовый ущерб инвестору, муниципальное образование обязано возместить такой финансовый ущерб, если в соглашении не предусмотрено иное. Порядок возмещения определяется сторонами в соглашении. В случае, если в течение срока действия инвестиционного соглашения законодательством Российской Федерации будут установлены нормы, применение которых приводит к ухудшению результатов коммерческой деятельности инвестора в рамках соглашения, в соглашение должны быть внесены изменения, обеспечивающие инвестору такие результаты коммерческой деятельности, которые могли быть им получены при применении действовавшего на момент заключения соглашения законодательства Российской Федерации. Условия и порядок внесения таких изменений определяются инвестиционным соглашением (ст. 13 Проекта). На инвестора, являющегося стороной инвестиционного соглашения, распространяются гарантии прав инвестора, предусмотренные инвестиционным законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 5 Проекта).
Юрист, 2005, N 8



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ