Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Проблемы взаимодействия государства и частного сектора в условиях реформирования ЖКХ



Источник: http://www.m-economy.ru/

Эффективность методов централизованного управления советской экономической системой была достигнута на определенных этапах исторического развития СССР: в периоды коллективизации, индустриализации, Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства, в том числе в период восстановления разрушенного жилищного фонда и массового жилищного строительства. При этом усиление централизации было объективно необходимой мерой в рамках конкретных исторических условий.

Формирующаяся и развивающаяся в настоящее время в России рыночная среда требует переосмысления происходящих в обществе процессов, что обусловливает творческое развитие экономической науки и осуществления стратегических разработок для реальной хозяйственной практики. В частности, отсутствие системной теоретической концепции эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ), как в начале проведения реформ, так и на современном этапе, не позволяет государству обеспечить эффективное использование имеющегося экономического потенциала исследуемого сегмента национальной экономики. Следует подчеркнуть, что реализация потенциала ЖКХ может стать катализатором развития всей системы региональной экономики, поскольку ЖКХ, как локальная рыночная система, является составной частью общей системы национальной экономики России.

Современное отечественное ЖКХ является весьма сложной территориальной обслуживающей отраслевой системой хозяйствующих субъектов, обеспечивающей возможность предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Оно включает в себя объекты, субъекты (предприятия и организации), жилищно-коммунальную инфраструктуру, а также юридических и физических лиц, осуществляющих обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры и эксплуатацию жилищного фонда. ЖКХ - один из крупнейших сегментов российской экономики и его состояние служит тем индикатором, который позволяет достаточно объективно оценивать результаты проводимых реформ. Проблемы его совершенствования и модернизации в современных российских условиях приобрели особую актуальность, поскольку их решение напрямую зависит от проводимой экономической политики, а также выработки соответствующих методических и концептуальных подходов.

Нами обосновано, что российское ЖКХ значительно деградировал в течение последних десяти лет, а для его поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств. Наши выводы подтверждаются данными Росстроя: дотации ЖКХ из бюджетов всех уровней в 1987-1990 гг. составляли 1,1-1,3% ВВП, к 1996 г. этот показатель достиг уровня 3-4%, а в 1997 г. - 6% [1, стр. 324]. В настоящее время по различным регионам на содержание данного сегмента национальной экономики расходуется от 30-35 до 50% местных бюджетов. Это и понятно, ибо более 60% из 52 тыс. предприятий, обслуживающих ЖКХ, только в 2003 г. находились на грани банкротства. Комплекс, основу которого составляет жилищный фонд страны (почти 2,9 млрд м2), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей экономики (до 24%). При этом его износ в среднем по стране зафиксирован на уровне 60%. Однако при нормативе ежегодного капитального ремонта в 110 млн м2 жилья в 2000 г. было отремонтировано всего 4 млн м2. По состоянию на 2003 г. 87 млн м2 жилья в стране находится в ветхом состоянии, а в 2005 г. эта цифра выросла еще на 20 млн м2. В нелучшем состоянии находится и коммунальное хозяйство страны. В целом по России физический износ котельных составляет 54,5%, водопровода - 65,3%, канализации - 62,5%, теплотрасс - 62,8%, трансформаторных подстанций - 57%, электросетей - 58,1% [2].

Объективно российское ЖКХ стало тормозом развития национальной экономики, фактором социально-демографических катаклизмов. Наличие перечисленных проблем обусловливает необходимость системного изучения, обобщения и критического переосмысления сложившейся практики формирования и развития ЖКХ.

Авторами проведен анализ подходов к управлению ЖКХ на основе совокупности критериев (таких, как регуляторы ЖКХ, роль и место государства, наличие и возможность развития конкурентных отношений и т. п.) в рамках командно-административной экономики России и в условиях перехода к рыночным отношениям, результаты которого представлены в табл. 1. В ходе проведенного анализа получен вывод о невозможности эффективного функционирования ЖКХ в рассматриваемые периоды.

Несостоятельность методов управления ЖКХ в советский период мы объясняем реализацией методов директивного планирования, использующегося во всех отраслях экономики, отсутствием реального механизма ценообразования на ЖКУ и конкуренции, принципом двойного подчинения. И если в условиях командной экономики план был единственным инструментом управления народным хозяйством, то в период перехода к рыночным отношениям от него практически отказались, что также явилось стратегически неверным шагом. В этой связи нами предлагается использовать долгосрочное стратегическое планирование в ЖКХ, основанное на реальных расчетных показателях, являющихся ориентирами потенциального рентабельного функционирования отрасли.

Таблица 1 Сравнительная характеристика подходов к управлению ЖКХ

Критерий ЖКХ в период до перехода на рыночные отношения ЖКХ в условиях перехода к рыночным отношениям
Регуляторы ЖКХ Государство в лице ведомств и отраслевых комитетов Государство в лице Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Роль государства Централизованное планирование и управление Координирующая, регулятивная, планирующая функции
Конкуренция Отсутствовала В форме конкурсов на проведение проведение подрядных работ
Ценообразование Реальный муханизм ценообразования отсутствовал (цены назначались государством) Регулируемые тарифы при одновременном затратном подходе к определению цены
Метод управления Плановый (на основе системы показателей) метод, хозяйственный расчет, принцип двойного подчинения (территориальное и отраслевое), бюджетное финансирование Бюджетное финансирование

Следует признать, что используемые и в условиях перехода к рыночным отношениям методы управления ЖКХ, также не дали существенных результатов. Более того, отрасль оказалась в глубочайшем кризисе. Поэтому в настоящее время необходимо найти такую модель управления, которая позволила бы не только вывести ЖКХ из кризиса, но и обеспечила интенсивный тип роста.

Отметим, что у населения всех субъектов Российской Федерации существует потребность в качественных ЖКУ: она различается лишь своей остротой, платежеспособным спросом на ЖКУ и другими показателями. При этом следует подчеркнуть, что в каждом регионе имеются свои особенности, возможности и научные разработки по развитию региональных ЖКХ. Но, к сожалению, как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и в реальном секторе региональных экономик в настоящее время явно недостаточно профессионалов, способных имеющиеся в субъектах Федерации наработки реализовать в практическую плоскость.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Так 40 % теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9 % водопроводных сетей изношены менее чем на 50 %, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25 % суточного потребления. Средний возраст основных фондов Ленэнерго составляет 28 лет при предельном сроке службы в 30-35 лет. По этой причине планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Следствием этого стали дефицит мощностей электро- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов. В то же время, анализ большинства реализуемых в Санкт-Петербурге инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

В ЖКХ не удалось также в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться построения полноценных договорных отношений. По этой же причине не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль за качеством предоставляемых ЖКУ, создать равные условия для участников рынка разных форм собственности. Монополизм коммунальных предприятий, недостаточное использование гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей.

Непривлекательность ЖКХ для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций, с нашей точки зрения, могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли. В этой связи мы считаем эффективным использование модели инновационного развития регионального ЖКХ с одновременным созданием в регионах России специализированных структур - государственно-частных партнерств ЖКХ (ГЧП ЖКХ) (рис. 1).

Мы считаем, что ГЧП - весьма перспективные формы решения жилищно-коммунальной проблемы и могут быть адаптированы к современным российским условиям. Необходимость создания ГЧП ЖКХ обусловлена трансформацией отечественного ЖКХ как социально-экономической системы: появились новые субъекты, изменились экономические взаимоотношения между ними. В этой связи, требуется создание новых условий, формирование новой, инновационной среды, позволяющей перераспределить и упорядочить взаимные экономико-правовые полномочия в целях повышения эффективности функционирования регионального ЖКХ. Организационно-правовой формой ГЧП ЖКХ может быть Акционерное общество. Его учредителями должны выступить администрация субъекта Федерации и инвесторы, специализирующиеся или занимающиеся жилищным строительством, а также реконструкцией и модернизацией инженерно-коммунальной инфраструктуры.


Рис. 1. Структурно-логическая модель взаимодействия ГЧП

С различными субъектами ЖКХКроме того, ГЧП ЖКХ взаимодействует и с другими субъектами регионального ЖКХ. При этом за каждым из участников ЖКХ должны быть закреплены определенные, согласованные в индивидуальном порядке с каждым из них, функции:

  • администрация субъекта Федерации совместно с Комитетом ЖКХ, Территориальным строительным комитетом и Комитетом по Управлению Государственным имуществом формирует нормативно-правовую базу для деятельности ГЧП, а также обеспечивает на первом этапе целевое бюджетное финансирование инвестиционного проекта;
  • инвесторы (ГЧП ЖКХ участвуют в конкурсе на право заключения договора концессии на предмет оказания качественных ЖКУ или замены имеющейся коммунальной сети.
  • проектные институты ведут разработку проектно-сметной документации на строительство инженерно-коммунальной инфраструктуры или ее реконструкции, участвуют в составлении технико-экономических обоснований, предлагают ГЧП новые инвестиционные проекты, способствующие удовлетворению в ЖКУ населения.
  • образовательные учреждения и научно-исследовательские институты, основываясь на всестороннем экономическом анализе и социологических исследованиях, а также мониторинге регионального ЖКХ, ведут разработку возможных перспективных вариантов его организации, обеспечивая ГЧП ЖКХ научными разработками и высококвалифицированными специалистами.
  • производители ЖКУ являются непосредственным исполнителем бесперебойного снабжения населения ЖКУ.

Использование модели роста ЖКХ инновационного типа, предполагающее создание ГЧП, позволит вывести указанный комплекс из кризиса, вывести его на траекторию эффективного функционирования и развития в долгосрочной перспективе.

Литература:

  1. Руководство для мэров по организации и управлению городским хозяйством / Под общ. ред. П.Г. Грабового и Л.Н. Чернышова. - М.: `Реалпроект`, 2004. - С. 324.
  2. Итоги работы строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства России в 2005 г. // http: // www.stroi.ru/tsch/list.asp.

Ларионов А.Н.
профессор кафедры предпринимательства и управления ЖКХ Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
доктор экономических наук;

Малкова И.В.
ассистент кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ