Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

ГЧП для ЖКХ, и не только (часть 1): механизмы ГЧП, МЧП. Проекты в сфере ГЧП.



Алексей Сиротин

ГЧП (ГЧП) — новая для России форма реализации проектов, которая должна помочь в решении целого ряда застарелых проблем, прежде всего инфраструктурных. В конце апреля в Москве пройдет Форум регионов России: «ГЧП в комплексном развитии территорий», на котором будут обсуждать проблемы ГЧП. OPEC.ru публикует интервью с исполнительным директором Форума, руководителем Центра «Инфраструктура» Алексеем Сиротиным

— В чем основное предназначение ГЧП? Почему именно такая организационная форма предлагается к ряду проектов?

— Очевидное достоинство ГЧП — это возможность привлечь финансовые ресурсы частного сектора в сферы, развитие которых находится в ведении государства, но требует колоссальных расходов, которые намного превосходят возможности бюджета. Это почти все инфраструктурные объекты, а также стратегические объекты, которые не могут быть переданы в частную собственность. Проекты ГЧП также реализуются в таких сферах, как ЖКХ, медицинские услуги, образование, спорт и туризм — т.е. в социально ориентированных отраслях, интересных бизнесу при определенных условиях: например, когда государство строит необходимую инфраструктуру за счет бюджетных средств. В жилищном строительстве — это, в первую очередь, дорогостоящее подведение коммунальной и энергетической инфраструктуры, что является серьезным финансовым и административным барьером для активизации строительства жилья в стране. В кризис, когда произошло сокращение доходной части федерального и региональных бюджетов, механизмы ГЧП для обеспечения финансирования капиталоемких долгосрочных проектов стали особенно актуальны. При этом ГЧП должно рассматриваться не только как инвестиционный механизм, но и как способ сократить и оптимизировать расходы бюджета, а также повысить качество реализации инвестиционных проектов и предоставляемых впоследствии на их базе общественных услуг.

— Есть ли различия между российской и зарубежной практикой реализации ГЧП-проектов (момент возврата инвестиций, гарантии государства и т.п.)?

— В России, как и странах Восточной Европы, преобладают проекты по развитию транспортной инфраструктуры. В развитых странах — небольшие проекты по развитию социальных отраслей. Хотя и в этих государствах развитие рынка ГЧП-проектов начиналось с инфраструктуры. С точки зрения развития законодательства и гарантий инвесторам Россия не уступает многим странам мира. Например, во всем мире коммерческие риски проекта несут частные инвесторы, а в России их готово брать на себя государство. Так было, например, в проектах ГЧП Санкт-Петербурга. Это создает интерес к российским проектам ГЧП со стороны международных инвесторов, но большинство из них не спешило инвестировать даже до кризиса. Сказывается сформированный на Западе имидж России как «рисковой» страны, хотя иностранные капиталы текут и в страны с несравнимо более высокими рисками для инвесторов. Здесь необходимо менять ситуацию с государственным имиджем России.

— Проекты ГЧП требуют, как правило, серьезных госвложений, прежде чем начнет вкладывать свои деньги частный сектор. Здесь появляется момент риска. Государство вложилось, а частник не пришел. Или пришел, но  плохой, не способный обеспечить выполнение задач проекта. Как избежать потерь общественных средств, обеспечить эффективное их использование?

— Эффективность проекта ГЧП во многом зависит от качества его подготовки. Поскольку такие проекты долгосрочные, большую роль играет определение наиболее значительных рисков, разработка мер по их снижению, а также распределения рисков между участниками проекта. Проект должен быть адаптирован под соответствующую местную, региональную специфику, готовые типовые решения могут не сработать в конкретной ситуации. Цели проекта должны быть непротиворечивыми и взаимодополняющими для государственной и частной сторон. Безусловно, договор по проекту должен быть грамотно юридически структурирован, должны быть прописаны возможные санкции и механизмы урегулирования потенциальных конфликтов между сторонами соглашения. И, конечно, отбор проектов должен производиться на конкурсной основе.

— ВЭБ выдвинул идею создания рынка ГЧП-проектов. Как вы к этому относитесь? Как эту идею можно реализовать, и чего ей сейчас не хватает?

— Создание проектного рынка — это одна из основных задач, которая должна быть решена для активного развития ГЧП в России. Пока о сформированном рынке говорить рано: предложение проектов в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры туризма, других отраслей городского хозяйства на сегодня крайне мало. Связано это с тем, что в рамках действующего законодательства ответственность за развитие проектного предложения несут органы государственного и муниципального управления. Они отвечают за то, чтобы организовать подготовку и проведение конкурсов, выбрать частных инвесторов, которые могли бы участвовать в развитии соответствующих проектов инфраструктуры. Однако большинство регионов в нынешних условиях не способны выделить средства на подготовку проектов. Следовательно, возникает задача, связанная с бюджетным обеспечением деятельности администраций субъектов РФ по подготовке проектов ГЧП, например, за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Либо, как вариант, возможно привлечение в разработку проектов средств частных инвесторов.
Еще один важный момент заключается в снижении барьеров и, как бы это не казалось странным, конкуренции для входа бизнеса на этот рынок. Для формирования действительно массового рынка проектов ГЧП, конкуренцию целесообразно развивать не за проекты на этапе их подготовки и отбора, а за эксплуатацию уже построенных объектов. Помимо активизации проектного рынка за счет привлечения частных средств это повысит качество исполнения проектов, а в случае неэффективной реализации даст возможность замены инвестора или оператора. Подобная модель работает в Великобритании.

 

Авторы:
Юлия Литвинова

Источник: http://opec.ru/1243784.html

Услуги консультантов по разработке проектов ГЧП



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ