Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

ГЧП-механизмы реализации проекта



Андрей Пушкин
Новые для нашей страны, различные формы государственно-частного партнерства становятся предметом пристального изучения отечественных экономистов и практиков. На днях из печати выходит книга «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации». На вопросы OPEC.ru ответил один из соавторов книги, Андрей Пушкин, управляющий партнер юридической компании Tenzor Consulting Group, председатель Межотраслевого третейского суда
- Как формировать спрос на проекты ГЧП со стороны бизнеса? Существуют ли проработанные схемы на случай, когда бизнес сам выступает с инициативой?

- Несомненно, в период мирового финансового кризиса активность бизнес-сообщества в реализации проектов государственно-частного партнерства заметно снизилась. Многие инвесторы, которые намеревались вложить свои средства в то или иное производство, вынуждены были либо на время заморозить свои проекты, либо полностью отказаться от них до лучших времен. Сегодня ситуация начинает понемногу выравниваться и многие компании сами начинают выходить на рынок и предлагать свои идеи, свои бизнес-планы с целью привлечь финансирование этих проектов и найти в лице органов государственной и муниципальной власти поддержку и помощь. 
Какой либо четкой отлаженной схемы не существует. Например, при наличии бизнес-плана проекта, определенного капитала для начала реализации задуманного, требуется найти соинвестора, которым могут выступить как органы власти, так и банки, инвестиционный фонд, госкорпорации и т.д. Самое важное — найти контакт и понимание с руководителями региона, в котором намечен к реализации проект, потом уже можно искать все остальные пути и выходы. 

- В каких сферах наиболее востребовано ГЧП? На что в первую очередь должны обратить внимание руководители нашего государства?

- ГЧП — это союз властей и бизнеса для реализации общественно значимых проектов в разнообразных сферах деятельности — от научно-исследовательских работ и строительства автомагистралей до обеспечения общественных услуг. 
Наибольшую потребность в механизмах ГЧП, на мой взгляд, сегодня испытывают транспортная сфера (строительство дорог, мостов, транспортных узлов), ЖКХ, водоснабжение, здравоохранение, инновационная сфера, туризм. ГЧП — это эффективный способ поднятия качества жизни населения, перспективный метод диверсификации производства и оптимальный выход на новый современный путь развития.  

- Здравоохранение и ГЧП: в какие проекты привлекается бизнес? Какие ключевые риски для государства, для бизнеса?

 

- К сожалению, в отличие от западных стран, в России государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения только начинает проходить процесс становления. Однако уже сейчас есть определенный прогресс. Так, например, крупный перинатальный центр стоимостью 13,4 миллиона долларов создается в Казани на условиях государственно-частного партнерства. Соответствующий договор подписала мэрия Казани и ряд частных компаний. Особенность данного проекта и в том, что Администрация Казани инвестирует в проект здание в центре города площадью 3,3 тысячи квадратных метров с прилегающим земельным участком 1,7 тысячи квадратных метров. Частные компании проводят реконструкцию здания, обучение специалистов и внедряют новейшие медицинские технологии. 
Полагаю, что за ГЧП в сфере здравоохранения большое будущее. Это связано с тем, что государство должно быть заинтересовано в улучшении качества медицинской помощи, а бизнес может выгодно вложить средства, одновременно выполняя значимые для общества задачи. Кроме того, сфера здравоохранения может быть и не сверхдоходный бизнес, однако потребность в качественном медицинском обслуживании была, есть и будет всегда, а, следовательно, будет иметь устойчивый платежеспособный спрос. 
Что касается рисков для государства и бизнеса, то они вполне типичны для всех проектов ГЧП. Единственное отличие состоит в том, что отдавая на откуп частному бизнесу здоровье людей, органы власти должны осуществлять строгий контроль над уровнем специалистов и врачей, которые будут воплощать в жизнь их бизнес-идеи. 

- Мог бы аналог Российского банка развития (Инвестфонда, венчурного фонда, Роснано) функционировать в рамках ГЧП?

- Как сам Российский банк развития, так и его аналог в случае выделения ассигнований для реализации совместного проекта государства и бизнеса может с уверенностью претендовать на одну из главных составляющих ГЧП
Как механизмы ГЧП, особое значение приобрел Инвестиционный фонд РФ, который позволяет привлекать финансирование, как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Нельзя не сказать также и о Внешэкономбанке, при котором в целях развития института ГЧП был специально создан Центр ГЧП

- В чем причина отсутствия эффекта от деятельности особых экономических зон (ОЭЗ)? Действительно ли они неэффективны?

- Многие из ОЭЗ либо еще создаются, либо только начинают свою деятельность, поэтому о первых результатах столь масштабных проектов говорить пока слишком рано. Однако уже сейчас становится ясно, что не все ОЭЗ на сегодня показали свою эффективность. 
Примером успешного вложения инвестиций со стороны государства могут служит ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Дубне и Томске, зоны промышленно-производственного типа в Татарстане и в Липецкой области.. На территории этих зон уже давно ведется активная работа резидентов по соответствующему профилю, быстрыми темпами развивается инфраструктура, создаются новые рабочие места, растет объем производства и услуг и т.п. 
Наиболее проблемной видится ситуация с туристско-рекреационными ОЭЗ, где серьезная активность просматривается лишь в Бурятии и Алтайском крае. К сожалению, из-за отсутствия значительных льгот и преференций инвесторы не особо стремятся стать резидентами ОЭЗ.
Таким образом, для развития ОЭЗ необходимо увеличить объем льгот, активизировать инфраструктурное обустройство, повысить оперативность государственных решений и передать больше функций на места. Это позволило бы в 2-3 раза увеличить ежегодный объем частных инвестиций в ОЭЗ.
Подчеркну, что создание ОЭЗ федерального уровня скорее всего чисто политическое, нежели экономическое решение. Наиболее правильным считаю возможность создания ОЭЗ регионального уровня, т.н. смешанного типа, предусматривающие сочетание в себе нескольких сфер деятельности. Такие зоны наиболее точно отвечают истинным потребностям региона.

- Должны ли обе стороны, вовлеченные в ГЧП, принимать участие в разработке законодательства в этой сфере? И как, собственно, бизнес может быть «услышанным»?
- Принятие любых законодательных актов, а тем более касающихся ГЧП, должно проходить при активном участии заинтересованных групп. Власти в обязательном порядке должны привлекать представителей бизнеса к работе над совершенствованием законодательства, необходимо задействовать весь имеющийся потенциал, богатый практический опыт и ресурсы, которыми наши творцы законов просто по роду своей деятельности обладать не могут.
Нужно активнее использовать ресурсы по привлечению консалтинговых компаний к работам по составлению проектов законов, разработке концепций нормативных правовых актов, финансово-экономических обоснований, проведению анализа и экспертизы действующего законодательства.

Механизмы и формы ГЧП в сфере здравоохранении

Источник: http://opec.ru/1247794.html



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ