Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

ЖКХ. Системный способ работы с должниками: план работы и мероприятия, досудебная работа с должниками в ЖКХ




Cмотрите наши услуги по юридическому консалтингу в сфере ЖКХ и энергетике.


Н.В. Сандалова,
Исполнительный директор ООО "Лекс-Консалтинг"


Воспользуйтесь нашими наработками!

Готовое решение"Работа с должниками ЖКХ: инструмент повышения собираемости"

В ходе кризиса пострадали все отрасли экономики, однако больше всего досталось жилищно-коммунальному хозяйству, которое и в обычные, экономически благополучные годы было не в почете у граждан. Причина, разуме­ется, кроется в постоянном росте тарифов и стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных средствах у населения. Все это снизило уровень собираемости платежей за услуги до 50-60% - именно такие показатели по долгам в сфере ЖКХ приводит статистика.

Хорошо понимая положение дел с оплатой жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и прочие рьяно взялись за решение вопроса о погашении задолженностей, Причем каж­дый применяет свои методы: кто-то обраща­ется к коллекторам, кто-то расклеивает фото должников на уличных столбах, кто-то ис­пользует и вовсе "эксклюзивные" способы борьбы. Некоторые методы являются дей­ственными, некоторые - безрезультатными. Вместе с тем все они носят не системный, а разовый и часто неправовой характер. В работе по сбору платежей и погашению задолженностей  (работа с должниками в ЖКХ) нужно применять постоян­ные и последовательные методы в отноше­нии каждого должника - план работы и последовательные мероприятия работы с должниками ЖКХ.

Полагаем целесообразным начать с по­становки достаточно амбициозной цели -изменить приоритет граждан в расходовании домашнего бюджета. Не секрет, что для россиян оплата ЖКУ является далеко не первостепенной задачей, в то время как должна находиться на первом месте среди остальных приоритетов, равно как погаше­ние кредита и приобретение продуктов. Управляющие компании и ТСЖ прежде все­го должны уделять внимание не снижению уровня задолженности, а формированию среди населения устойчивого понимания того, что оплачивать услуги ЖКУ нужно свое­временно.

Для улучшения сложившейся ситуации должны действовать два основных прин­ципа: принцип работы с долгами за ЖКХ в право­вом поле и информационный принцип работы с жильцами. Первый принцип озна­чает постоянную работу с населением по формированию юридических прецедентов, судебной практики и результатов исполни­тельного производства по взысканию задол­женности за ЖКУ, т. е. правовую работу с должниками ЖКХ. Второй принцип предполага­ет работу с жильцами главным образом в информационном поле, и это отнюдь не только размещение объявлений на дверях подъездов или пресловутое вывешивание фотографий должников.

Управляющие компании и ТСЖ должны всячески внедрять идею необходимости своевременной оплаты ЖКУ. Ведь что сде­лает любое кредитное учреждение, если должник вовремя не погасит очередной транш по кредиту и проценты? Обратится в суд, который взыщет все в полном объеме: основной долг, проценты, неустойку и судеб­ные расходы, а также потребует досрочно возвратить остатки кредита. Кроме того, сведения о нерадивом плательщике будут переданы в Национальное агентство кредит­ных историй, и тогда о нем узнают все дру­гие кредитные учреждения. Это исключит возможность получения им заемных средств в дальнейшем. Приведенный пример иллю­стрирует последствие невозврата долга и наступившую вследствие этого ответствен­ность.

А как же с оплатой ЖКУ? Где поощрение, где осознание, где последствия? Нет ни первого, ни второго, ни третьего. Управляю­щая компания должна располагать следующими сведениями:

  • кто из жильцов исправно оплачивает ЖКУ в срок;
  • кто исполняет свои обязательства с за­держкой в 1-3 недели;
  • кто платит за ЖКУ авансом;
  • кто является злостным неплательщиком.

Для участников рынка ЖКХ такая статистика про­сто необходима. Отрасль уже давно стала предметом биз­неса, а в нем, как известно, всегда есть клиент. В этой связи приведем расхожее выражение: "Бизнес - это не то, что ты знаешь, бизнес - это то, кого ты знаешь".
Каждый бизнес использу­ет свои специфические ин­формационные ресурсы, ко­торые являются его состав­ной частью: о том, что плани­руется делать, должны знать все клиенты. Так и жильцы должны знать о возможных поощрениях, предусмотренной ответствен­ности и неотвратимых последствиях, насту­пающих в случае неоплаты ЖКУ.

Системная работа с должниками ЖКХ заключается в том, чтобы сформировать у граждан четкое сознание в отношении их имущественной, административной и уголовной ответ­ственности, а также возможных послед­ствий в виде ареста имущества, начисле­ния штрафов и пеней, взыскания судеб­ных расходов и т. д.

Информационный способ признан самым эффективным. Он действует на неопреде­ленное количество субъектов отношений, создает повод для реальных действий со стороны жильцов, имеющих задолженность. Так, на них очень убедительно действует на­глядный пример, когда у соседа-должника судебные приставы выносят имущество…

Достигнуть поставленной цели можно путем решения простых задач:

  • создания информационного ресурса (на­пример, информационного стола в управ­ляющей компании или ТСЖ, информаци­онной доски на двери подъезда или в иных местах, где информация будет постоянно обновляться, соответствую­щим образом воздействуя на жильцов);
  • разработки и распространения проектов процессуальных документов, направлен­ных на взыскание долгов за ЖКУ;
  • еженедельного получения новых результатов и осу­ществления разнообразных действий по взыска­нию долгов за ЖКУ;
  • постоянного информиро­вания о собственной прак­тике и опыте других терри­торий, анализа динамики результатов.

Реализация этих задач в системе должна обеспе­чить эффективность дей­ствий по возврату долгов за ЖКУ, пока­зать серьезность намерений управляю­щих компаний и ТСЖ, продемонстриро­вать имущественные последствия для жильцов, включая дополнительные из­держки, а также обрисовать перспективу развития ситуации для каждого, кто укло­няется от оплаты ЖКУ.

Информационный ресурс следует раз­мещать в том месте, где производится опла­та услуг, а также там, где жильцы бывают практически ежедневно. Например, разме­щение указанных сведений в непосредствен­ной близости от подъезда удобно в отноше­нии тех жильцов, которые редко бывают в местах оплаты услуг.

Информационный ресурс должен быть очень содержательным и убедительным.

В него рекомендуется включать:

  • претензии о наличии долга; сведения о будущих действиях по взысканию задолженности с описанием мер по аресту имущества и взысканию пеней; судебные издержки;
  • информацию о том, что ждет должника за неоплату ЖКУ в исполнительном произ­водстве, с указанием общей суммы, ко­торая подлежит взысканию и в сравнении с существующим долгом.

Скорее всего, возможные юридические последствия, а также сравнительные цифры суммы долгаЖКХ, имеющегося на настоящий момент, и накрученных на нее сумм заставят зна­чительную часть должников сделать вы­бор в пользу скорейшей оплаты ЖКУ;

  • проект искового заявления о взыскании долга за ЖКУ; проект ходатайства об аресте счетов в банке и имущества долж­ника; проект письма в Национальное агентство о наличии решения суда и дол­ге, который в настоящее время должник не способен погасить. (Соответственно, в будущем он не будет способен обслужи­вать взятые кредиты и платить проценты.);
  • проект заявления о возбуждении испол­нительного производства в службу судеб­ных приставов, а также (по возможности) копию постановления службы судебных приставов о возбуждении исполнитель­ного производства со взысканием допол­нительных 7% со всей суммы долга и расходов по совершению исполнитель­ных действий; копию постановления об аресте имущества (без инициалов долж­ника);
  • копии решений судов о взыскании долгов за ЖКУ;
  • сведения о придании гласности действиям по взысканию долгов, например: "В на­стоящее время подано в суд столько-то заявлений о взыскании долгов за ЖКУ.

В результате общий долг сокращен на такую-то сумму, наложено столько-то арестов на имущество жильцов, в кредит­ные учреждения отправлена информация о стольких-то жильцах, имеющих задол­женность по оплате ЖКУ» и т. п.; -   сведения о работе службы судебных при­ставов с должниками ЖКХ. Важно предоставить жильцам возмож­ность индивидуально изучить проекты ука­занных документов. Как правило, в данном случае их детальное изучение осуществля­ется всей семьей и принимается совместное решения об оплате ЖКУ.

Системная работа по информированию жильцов о борьбе с задолженностями, ее перспективы и результаты, безусловно, под­толкнут значительную часть граждан к ак­тивным действиям. Осознание того, что за долги ЖКХ могут арестовать, описать имущество или арестовать банковские счета (депози­ты), вряд ли позволит должникам спать спокойно…

Информационный способ работает и дает конкретные результаты, но главное, что он направлен на перспективу – формирование среди населения устойчивого понимания приоритетности оплаты услуг ЖКУ. Далее непосредственно должна следовать строгая и последовательная реализация объявлен­ных планов работы в отношении каждого должника ЖКХ. Все, кто получил претензию и ознакомился с ее текстом, должны понимать, что преду­смотренные в отношении них меры реальны и процесс взыскания долгов уже начат.

Вместе с тем нужно постоянно информи­ровать жильцов о достигнутых результатах: о снижении количества должников, наличии судебных решений и др. Необходимо знать и правильно классифицировать категории жильцов. Это существенно облегчает работу с должниками за ЖКХ. Все люди разные: для одних достаточно одного предупредительного звонка, для других – письма, а для воздействия на третьих может понадобиться обращение в суд.

И еще раз напомним о том, что не следу­ет забывать о поощрениях. Визит жильца с целью совершить своевременную или авансовую оплату можно отметить вручени­ем небольшого, но приятного подарка: ка­лендаря, ручки, карандаша, конфет или чего-то подобного. При этом не стоит ску­питься на приветливую улыбку и благодар­ность за пунктуальность. Такие меры рабо­тают как стимул для дальнейшего своевре­менного выполнения жильцом своих обяза­тельств.

Итак, не откладывая на завтра то, что можно сделать сегодня, приступаем к сле­дующим действиям:

  • анализируем уровень собираемости пла­тежей за прошедший месяц (для стати­стики и проверки эффективности своей работы);
  • выводим список должников и разбиваем на группы (например: забывчивые; сильно занятые; злостные). На самом деле существует психологически обоснован­ное разделение должников на группы, к каждой из которых следует применять соответствующие меры воздействия;
  • организуем информационный ресурс (информационные столы, доски и т. п.);
  • готовим материал для информационного и правового воздействия;
  • осуществляем непосредственно инфор­мационное и правое воздействие; подводим итоги и информируем о резуль­татах всех жильцов через информацион­ный ресурс;
  • поощряем дисциплинированных граждан.

Самое главное правило: для того, чтобы добиться успеха, все это нужно проделывать постоянно!

Статья размещена в журнале «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера», №1, 2010



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ