Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Производственные программы организаций коммунального комплекса (предприятия), ЖКХ: практические аспекты разработки



ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ (ЧАСТЬ 2)

При разработка производственных программ организациями коммунального комплекса, следует обратить внимание на главные три составляющие проекта производственная программа коммунального комплекса (ЖКХ).

1. Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества услуг, оказываемых организацией коммунального комплекса.

Для обоснования прогнозируемого объема рекомендуется использовать фактические данные об объемах оказанных услуг за предыдущий регулируемый период, отраженных по показаниям приборов учета, по фактически заключенным договорам исходя из утвержденных нормативов потребления услуг. На современном этапе реформирования и модернизации коммунальной инфраструктуры можно отметить две острые проблемы: низкий охват приборами учета потребления коммунальных услуг и устаревшие нормативы потребления услуг, применяемые в муниципальных образованиях. Существуют муниципальные образования, где нормативы потребления услуг не пересматривались в течение 10 лет.

Кроме того, необходимым при разработка (расчет) производственных программ коммунального комплекса (ЖКХ) является определение объемов воды, стоков, тепла используемых на собственные нужды, а также объемы потерь. Объемы потерь могут определяться на основании утвержденных органом регулирования нормативов. Как правило, уровень потерь в сетях учитывается в пределах 10%. При отсутствии нормативов, организация коммунального комплекса производит расчеты потерь самостоятельно в соответствии с Инструкцией по оценке и нормированию неучтенных расходов воды в системах коммунального водоснабжения, утвержденной Постановлением Госстроя России от 31.03.2000 №23. С целью обоснования объемов потребления услуг на собственные нужды и объемов потерь целесообразно предоставлять фактические данные по объемам за предыдущие отчетные периоды.

2. План мероприятий по повышению эффективности деятельности - Проект программы производственного развития организации.

Данный проект программы содержит перечень планируемых мероприятий, объем инвестиций, источники финансирования планируемых мероприятий. Проект программы производственного развития рекомендуется составлять не менее чем на три года. Поскольку планируемые мероприятия производственного развития, как правило, являются высоко затратными и длительно реализуемыми.

Результаты проведения экспертиз проектов производственная программа ЖКХ (коммунального предприятия) свидетельствуют, что в большинстве случаев программа производственного развития организации коммунального комплекса и производственная программа предприятия составляются на один год. Для разработки проекта программы производственного развития организации коммунального комплекса необходимо оценить состояние объектов коммунальной инфраструктуры с точки зрения изношенности, разработать мероприятия по повышению эффективности эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, подготовить проектно-сметную документацию на проведение капитальных ремонтов, реконструкций, строительство и т.д. Важным является также выбор способа выполнения планируемых мероприятий: хозяйственный или подрядный. При выборе хозяйственного способа необходимо оценить квалификацию и опыт специалистов компании, наличие специализированной техники, осуществить расчеты расходов организации на реализацию мероприятий. В случае выбора подрядного способа необходимо найти подрядчика, произвести заключение договора на осуществление мероприятий с указанием расчетов стоимости. В последующем весь пакет документов представляется в Департамент ЖКХ на утверждение.

3. Расчет финансовых потребностей организации коммунального комплекса на реализацию производственная программа.

Финансовые потребности определяются исходя из затрат на реализацию производственной программы организации и величины необходимой прибыли. В финансовые потребности, связанные с реализацией программы, рекомендуется включать весь комплекс расходов, включая затраты на проектно-изыскательские работы, приобретение материалов и оборудования, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, регистрацию объектов, аренду земли. Кроме того, нужно учитывать дополнительные налоговые платежи, которые возникнут у организации вследствие реализации мероприятий производственной программы. При определении финансовых потребностей необходимо учитывать прогноз изменения стоимости ресурсов в тот или иной период реализации программы.

Кроме того, при разработке (расчете) производственных программ организации необходимым является осуществление расчета производственных мощностей организации коммунального комплекса с целью разработки мероприятий по повышению эффективности использования имущества. В последнее время у некоторых организаций коммунального комплекса наблюдается тенденция снижения объемов оказанных коммунальных услуг, и как следствие, снижение использования задействованных производственных мощностей. Таким образом, организации коммунального комплекса осуществляют затраты на техническое обслуживание и содержание производственных мощностей, которые фактически задействованы на 60-70%. Разработка мероприятий по рациональному использованию имущества позволит минимизировать затраты организации коммунального комплекса и увеличить рентабельность деятельности.

Тарифы ЖКХ формируются с учетом затрат по текущей эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры и прогнозируемых объемов оказываемых услуг.

Подготовленный проект производственной программы ЖКХ (коммунального комплекса) подлежит согласованию органами местного самоуправления. На практике представленные проекты производственных программ ЖКХ (коммунального предприятия) подлежат корректировке по причине выявления органами местного самоуправления неэффективных статей затрат. Как правило, происходит урезание расходов, неподтвержденных документами, расчетами, копиями договоров, счетов-фактур либо по причине выявления ошибок в расчетах.

Типичными ошибками при подготовке и разработке проектов производственных программ организациями коммунального комплекса являются:

1. При планировании затрат по статье «Амортизация» организации коммунального комплекса продолжают включать в тарифы ЖКХ амортизацию имущества, по которому произошло полное списание первоначальной стоимости. Учет амортизационных отчислений на данное имущество в тарифе является обоснованным только после переоценки стоимости имущества путем проведения мероприятий по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту.

2. При определении затрат по статье «Оплата труда» организации коммунального комплекса применяют завышенные нормативы численности рабочих, специалистов, служащих и руководителей. Кроме того, в расчетах фонда оплаты труда включаются доплаты работникам за совмещение. В этом случае необходимо представлять обосновывающие расчеты нормативной численности работников.

3. При определении затрат по статье «Транспортные расходы» организации осуществляют двойной учет данных расходов по статьям «Цеховые расходы» и «Прочие прямые расходы».

4. При определении затрат по статье «Общеэксплуатационные расходы» организации включают необоснованно расходы на добровольное медицинское страхование, добровольное страхование имущества и т.д. Все расходы на добровольное страхование подлежат исключению из себестоимости услуг и могут быть профинансированы за счет чистой прибыли организации.

5. В отношении распределения «Цеховые расходы» и «Общеэксплуатационные расходы» в учетных политиках организаций коммунального комплекса не предусмотрен механизм их распределения.

Кроме того, в проектах производственных программ ЖКХ (коммунального предприятия) отсутствуют обосновывающие материалы, подтверждающие расчеты тарифы ЖКХ организаций, наблюдаются ошибки при индексации цен фактически заключенных договоров, либо несоответствие сумм, предусмотренных договорами расчетам, представленными организациями.

Отметим, что в современных условиях процесс утверждения производственных программ вызывает у организаций коммунального комплекса определенные затруднения. Сложными вопросами по-прежнему остаются:

– обоснование финансовых потребностей для реализации производственной программы организации;

– определение источников ее финансирования;

– расчет эффекта от реализации производственной программы организации ЖКХ;

– соответствие планируемых тарифы ЖКХ на очередной период уровню доступности услуг для потребителей;

– соответствие планируемых тарифов на очередной период утвержденным предельным индексам роста.

В целом, утвержденная производственная программа организации является основанием для установления тарифов на ЖКХ. Процесс разработки производственной программы должен осуществляться на основе принципов системности, целесообразности, обоснованности, достоверности, прозрачности, рациональности использования производственных мощностей, оптимизации затрат организаций коммунального комплекса. Именно такой подход позволит обеспечить более высокий уровень рентабельности эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры.

Свяжитесь с отделом продаж в области финансово-инвестиционного консалтинга сферы ЖКХ:

раб. тел.: 8 (3452) 452-252 
e-mail: gkh.lex@gmail.com
e моб. тел.: 8(929) 266-75-75
ICQ 616 375 748

Расчет и экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ