Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Разработка инвестиционных программ по утилизации ТБО (твердых бытовых отходов)



Старший консультант ООО "ЛЕКС-Консалтинг"

Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" целью инвестиционной программы является обеспечение финансирования модернизации системы коммунальной инфраструктуры.

Инвестиционная программа по утилизации ТБО разрабатывается на основе условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и создаваемого в соответствии с Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на период не менее трех лет. Разработанная инвестиционная программа служит основанием для установления инвестиционных надбавок и тарифов на подключение для потребителей по каждому виду жилищно-коммунальных услуг. Рассмотрим некоторые практические вопросы разработки инвестиционных программ в сфере утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО).

Методика разработки инвестиционной программы в сфере утилизации ТБО обеспечена рядом документов:

  • Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ);
  • Методическими рекомендациями по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утв. приказом Минрегиона России от 10.10.2007 № 99;
  • Методическими рекомендациями по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, разработанными Институтом экономики ЖКХ и вступившими в силу с 1 января 2003 г.;
  • Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства
    и потребления";
  • Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем России 02.11.1996;
  • Санитарными правилами "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (СП 2.1.7.1038-01).

В случае самостоятельной разработки инвестиционной программы в сфере утилизации ТБО организация коммунального комплекса должна следовать определенному алгоритму.

  1. Формулирование цели и задач разра­ботки и реализации инвестиционной программы.
  2. Разработка программы мероприятий по обеспечению экологической безопасности процесса утилизации ТБО. Программа может включать строительство новых полигонов или рекультивацию имеющихся; возведение заводов по механизированной или термической переработке ТБО, станций по их сортировке, перегрузке и т. п.
  3. Выбор способа реализации мероприятий (хозяйственный или подрядный). Хозяйственный способ предполагает реализацию мероприятий собственными силами организации, а подрядный - привлечение сторонней организации. При выборе хозяйственного способа необходимо оценить квалификацию и опыт специалистов компании, наличие специализированной техники, расходы организации на реализацию мероприятий. В случае выбора подрядного способа учитываются те же условия. Отметим, что в нашей стране функционируют организации, специализирующиеся на разработке проектно-сметной документации и строительстве в сфере утилизации ТБО, имеющие квалификацию и опыт, применяющие современные способы и материа­лы при строительстве.
  4. Разработка проектно-сметной документации на строительство. Для этого нужно обратиться в организацию, имеющую соответствующую лицензию. Такая организация может находиться на территории данного муниципального образования либо в другом регионе, главное, чтобы она специализировалась на выполнении работ по проектированию объектов ЖКХ.
  5. Расчет финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы в сфере утилизации ТБО. Для этого следует учесть все затраты на каждое запланированное мероприятие. В финансовые потребности, связанные с реализацией программы, рекомендуется включать весь комплекс расходов, включая затраты на проектно-изыскательские работы, приобретение материалов и оборудования, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, регистрацию объектов, аренду земли. Кроме того, нужно учитывать дополнительные налоговые платежи, которые возникнут у организации вследствие реализации мероприятий инвестиционной программы.

Заслуживает внимания тот факт, что включать в финансовые потребности расходы на эксплуатацию построенных (модернизированных) объектов по утилизации (захоронению) ТБО следует при установлении тарифов на услуги данной организации.

При определении финансовых потребностей необходимо также учитывать прогноз изменения стоимости ресурсов в соответст­вующий период реализации программы.

  1. Выбор способа финансирования реализации инвестиционной программы. Для этого целесообразно рассчитать инвестиционную надбавку к тарифу по утилизации (захоронению) ТБО. В современных условиях она составляет 4-6% от величины финансовых по­требностей программы.

Источниками финансирования мероприятий инвестиционной программы могут быть амортизационные отчисления; прибыль; средства, полученные за счет надбавки к тарифам; средства, полученные за счет тарифов на подключение; бюджетные средства; банковские кредиты; лизинг; ценные бумаги.

Техническое задание на разработку инвестиционной программы по утилизации ТБО

В случае финансирования инвестиционной программы за счет заемных средств необходимо подготовить документы, обосновывающие процентную ставку за пользование ими, а также план их привлечения и возврата в период действия программы. Финансовые средства, необходимые для осуществления платежей за пользование заемными средствами, рекомендуется учитывать при расчете надбавок к тарифам и тарифов на подключение.

  1. Подготовка проекта тарифов на услуги по утилизации ТБО с учетом инвестиционной надбавки. Тарифы на услуги формируются с учетом затрат на текущую эксплуатацию объектов утилизации ТБО и прогнозируемых объемов работы.

При определении финансовых потребностей необходимо учитывать прогноз изменения стоимости ресурсов в тот или иной период реализации программы.

  1. Направление проекта инвестиционной программы и расчета финансовых потребностей в орган регулирования в установленный техническим заданием срок. Если инвестиционная программа будет утверждена, орган местного самоуправления должен заключить с организацией коммунального комплекса договор, определяющий условия ее реализации.

Отметим, что в современных условиях процесс утверждения инвестиционных программ вызывает у организаций коммунального комплекса определенные затруднения. Сложными вопросами по-прежнему остаются:

  • обоснование финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы;
  • определение источников ее финансирования;
  • оценка стоимости привлеченного капитала;
  • расчет дисконтированного срока окупаемости инвестиционной программы и величины чистого денежного потока, расчет надбавок к тарифам;
  • определение уровня доступности услуг для потребителей;
  • расчет эффекта от реализации инвестиционной программы.

В заключение хотелось бы отметить, что для подтверждения экономической обоснованности расчетов финансовых потребностей инвестиционной программы необходимо в комплект документов к программе включить счета организаций - поставщиков материалов, оборудования, а также проектно-сметную документацию на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Расчеты финансовых потребностей  инвестиционной программы должны быть понятны и прозрачны и для органа местного самоуправления, и для инвестора, и для потребителей услуг коммунальной организации.

Тарифы на услуги формируются с учетом затрат по текущей эксплуатации объектов утилизации ТБО и прогнозируемых объемов работы.



Вернуться к разделу публикаций специалистов

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ