Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Топ-10 «проблемных зон» разработки инвестиционной программы: варианты решения

Автор: Сорокан Юлия Валентиновна, ведущий консультант направления финансово-инвестиционный консалтинг в ЖКХ и энергетике


В условиях ограниченности бюджетного финансирования коммунального комплекса и сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги, безусловно, актуальным является вопрос об источниках финансирования мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры. Основным механизмом привлечения инвестиций в коммунальный сектор с 2005 года являются инвестиционные программы. Реформа ценообразования в коммунальном хозяйстве, начатая в 2010-2011 гг., а также основные направления тарифной политики 2012-2014 гг. значительно изменили требования, предъявляемые к инвестиционным программам организаций коммунального комплекса, водопроводно-канализационного хозяйства и энергетики (далее – ОКК, ВКХ и ЭСО (ТСО) соответственно).

Как показывают данные мониторинга инвестиционных программ, из 10-ти разработанных инвестиционных программ утверждается не более 7-ми, а реализуется в полной мере не более 5-ти, т.е. из разработанных инвестиционных программ только 50% реализуются в соответствии с запланированными показателями. В случае привлечения экспертов этот показатель выше, однако, 100% гарантии дают единицы.

Разработка инвестиционной программы профессионалами в данном случае - лучший инструмент, поскольку в такой работе будут задействованы независимые и узкоспециализированные эксперты. Накопленный опыт разработки инвестиционных программ позволяет выявить четыре блока вопросов, возникающих на этапе подготовки документа, которые зачастую упускаются из виду, но на которые разработчику нужно обязательно обратить свое внимание:

1. Нормативно-правовая база разработки программы - основания разработки инвестиционных программ, определенные действующим законодательством, ограничения и требования по включению мероприятий в инвестиционную программу.

2. Оценка целесообразности вложений – постановка целей и задач, измерение их в виде целевых индикаторов, расчет экономического эффекта, сроков окупаемости проектов, вариативный анализ целесообразности реализации мероприятий;

3. Обосновывающие документы – обоснование финансовых потребностей, объема новых подключений, источников финансирования инвестиционной программы;

4. Оценка доступности коммунальных услуг. Обязательный раздел инвестиционной программы, характеризует последствия реализации программы на непосредственном потребителе коммунальных услуг – населении.

На этапе реализации инвестиционной программы наиболее часто возникают следующие риски, препятствующие успешной реализации мероприятий по развитию систем коммунальной инфраструктуры:

1. Недополучение финансирования – причины разные – низкая собираемость платежей, сокращение объемов полезного отпуска, задержка в предоставлении бюджетного финансирования, заемных средств и прочее;

2. Нецелевое использование полученных в рамках реализации инвестиционной программы средств;

3. Утрата актуальности реализации мероприятий инвестиционной программы.

Практика разработки и реализации инвестиционных программ позволяет предложить алгоритм по нивелированию озвученных рисков (таблица 1).


Таблица 1. Риски, препятствующие успешной реализации мероприятий программы, с указанием рекомендаций по их устранению

Топ-10 «проблемных зон» разработки инвестиционной программы

Причина возникновения риска

Примеры из практики

Комплекс действий, направленный на устранение рисков

На стадии разработки инвестиционной программы

1

Нормативно-правовая база разработки инвестиционной программы

Низкий уровень осведомленности и информированности об актуальных изменениях в законодательстве, отсутствие знаний о существенных изменениях в нормативно-правовых актах, и как следствие - отсутствие полной картины перспективного развития рынка коммунальных услуг

Пример 1 ЭСО отпускает тепловую энергию в виде сетевой воды потребителям на нужды теплоснабжения жилых, административных, культурно-бытовых зданий, а также некоторых промышленных предприятий поселения (открытая система теплоснабжения). Мероприятия, предлагаемые к реализации в рамках инвестиционной программы, были направлены не только на реконструкцию и модернизацию существующей системы теплоснабжения, замену тепловых сетей, но и на подключение объектов капитального строительства к системе. Органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) инвестиционная программа была не утверждена ввиду противоречия изменениям, вносимым в ряд законодательных актов Федеральным законом №417-ФЗ от 07.12.2011 г. В соответствии с данными изменениями с 1 января 2013 года подключение объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается.

Необходимо доработать инвестиционную программу с учетом требований, установленных законодательством: основываясь на результатах проведенного анализа системы коммунальной инфраструктуры, необходимо пересмотреть ключевые перспективные цели и задачи (целевые индикаторы инвестиционной программы), которые послужат основой для подготовки нового комплекса мероприятий инвестиционной программы

2

Пример 2 Специалисты организации ВКХ разработали инвестиционную программу, включающую мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы, при отсутствии схемы водоснабжения и водоотведения, но утвердить ее в 2014 году не успели. В данном случае не учтены условия, регламентированные Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которыми с 01.01.2014 утверждение инвестиционной программы при отсутствии перспективных схем водоснабжения и водоотведения не допускается.

В первую очередь необходимо разработать требуемые в соответствии с законодательством схемы водоснабжения и водоотведения, на основании которых в дальнейшем и будет выполняться инвестиционная программа. В схеме отражаются перспективы развития системы водоснабжения и водоотведения - план мероприятий по модернизации, реконструкции, новому строительству, которые должны быть реализованы посредством инвестиционной программы

3

Пример 3 ТСО при разработке инвестиционной программы, включило в план мероприятий капитальный ремонт имеющегося оборудования. Разработчиками не учтены изменения, внесенные Федеральным Законом № 291 от 30.12.2012, в соответствии с которыми с 01.04.2013 года мероприятия по капитальному ремонту в инвестиционную программу по теплоснабжению не включаются

Необходимо доработать инвестиционную программу: исключить мероприятия по капитальному ремонту, пересмотреть изменение целевых индикаторов развития

4

Оценка целесообразности вложений

Включение в инвестиционную программу мероприятий, не имеющих экономического эффекта

Пример 4 ЭСО включила в проект инвестиционной программы замену бойлера, служащего для нагрева воды, данное мероприятие направлено на увеличение показателей надежности системы. В связи с тем, что оно не предусматривает изменение исходных параметров объекта, а также улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) исключил его из комплекса мероприятий.

В данном случае рациональным решением могло стать строительство теплового пункта с пластинчатыми теплообменниками взамен бойлера. Такое мероприятие, относимое к категории «модернизация», будет направлено не только на увеличение надежности системы, но также позволит снизить расходы тепловой энергии на нагрев ГВС и отопления помещений за счет «погодозависимой» системы автоматического регулирования

5

Обосновывающие документы

В проектно-сметной документации не учтены региональные и климатические особенности территории строительства объекта, возможные непредвиденные затраты

Пример 5 Специалистами ЭСО, оказывающей услугу теплоснабжения потребителей на территории Республики Саха (Якутия), разработана инвестиционная программа, которая в дальнейшем была утверждена органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). Одним из мероприятий, предлагаемых к реализации в инвестиционной программе, является строительство нового центрального теплового пункта с дальнейшим подключением к нему новых потребителей. В процессе реализации данного мероприятия фактические затраты на строительство превысили объем затрат, предлагаемый к реализации в инвестиционной программе: в проектно-сметной документации были не в полной мере учтены транспортные расходы, поскольку строительство объекта производится на удаленной территории, где отсутствует круглогодичное дорожное сообщение. В результате - инвестиционная программа недофинансирована, мероприятие по строительству центрального теплового пункта не завершено.

При мониторинге реализации инвестиционных программ за базовый период и рассмотрении тарифной заявки на следующий период регулирования, необходимо внести предложения по включению затрат на завершение строительства теплового пункта при наличии возможности финансирования таковых с предоставлением обосновывающей документации

6

Отсутствие сметной документации

Пример 6 Инвестиционная программа без приложения в качестве обоснования укрупненных сметных расчетов органом регулирования не утверждается

Составление финансового плана инвестиционной программы необходимо начать с разработки проектно-сметной документации, являющейся обоснованием стоимости мероприятий

7

Оценка доступности коммунальных услуг

Не учтен реальный уровень собираемости платежей за коммунальную услугу населением

Пример 7 При планировании мероприятий по новому строительству и расчете тарифа на подключение к системе теплоснабжения не учтен доступный уровень платы для застройщика и как результат – мероприятие не реализовано, так как Застройщику выгоднее установить локальную котельную в районе новой застройки и эксплуатировать ее в дальнейшем

При выполнении вариативного анализа целесообразности реализации мероприятий анализ и прогноз доступности платы для потребителей должен производится обязательно, более того этот параметр должен быть одним из главнейших при выборе комплекса мероприятий инвестиционной программы

На стадии реализации инвестиционной программы

8

Недополучение финансирования

Инвестиционная программа утверждена, но мероприятие не реализуется

Пример 8 В инвестиционной программе утверждены мероприятия, направленные на подключение объектов нового строительства к системе коммунальной инфраструктуры (источник финансирования - плата за подключение новых объектов к системе), однако по факту строительство подключаемых объектов еще не завершено, констатируется недоосвоение инвестиционной программы. Органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) был снижен объем средств необходимой валовой выручки по отношению к запланированному объему.

Необходимо изменить сроки реализации мероприятия инвестиционной программы, источником финансирования которого должна стать плата за подключение объектов нового строительства к системе. Эти сроки должны быть максимально приближены к реальным срокам ввода в эксплуатацию объектов

9

Нецелевое использование полученных в рамках реализации инвестиционной программы средств

Отсутствие раздельного учета финансовых потоков по текущей и инвестиционной деятельности

Пример 9 Инвестиционная программа ЭСО утверждена, денежные средства на реализацию поступают из тарифных источников, однако в виду убыточности текущей деятельности организация направляет эти средства на покрытие убытков, оплату долгов. В результате анализа исполнения инвестиционных программ факты нецелевого использования инвестиционных средств по объектам инвестиционных программ были выявлены органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), сумма нецелевого использования исключена из объема необходимой валовой выручки.

Обязательное условие реализации инвестиционной программы – раздельный учет финансовых потоков инвестиционной и текущей деятельности. В этом случае целесообразнее было привлечение заемных средств на покрытие убытков текущей деятельности, так как это позволило бы, во-первых, реализовать инвестиционную программу и начать получать экономический эффект, и, во-вторых, заложить расходы на возврат тела кредита и процентов по нему в тариф на последующие периоды

10

Утрата актуальности реализации мероприятий инвестиционной программы

Действие обстоятельств непреодолимой силы

Пример 10 В инвестиционной программе утверждены мероприятия реконструкции ВОС и КОС, однако ввиду возникновения пожара, актуальность приобрела не реконструкция, а новое строительство данных сооружений

Необходимо выполнить доработку инвестиционной программы: пересмотреть ключевые перспективные цели и задачи (целевые индикаторы инвестиционной программы), которые послужат основой для подготовки нового комплекса мероприятий инвестиционной программы, пересмотреть источники финансирования мероприятий


Безусловно, это только несколько примеров из практики, однако если Вы учтете их еще при разработке своей инвестиционной программы, процесс согласования и утверждения программы пройдет значительно быстрее, а вероятность, что программа будет реализована в утвержденные сроки, станет значительно выше.

Подводя итоги выше сказанному, стоит отметить, что разработка инвестиционной программы - это не просто документ, обосновывающий необходимость модернизации той или иной системы коммунальной инфраструктуры. Это эффективный и действенный механизм привлечения финансирования денежных средств, который способен идеально работать только в условиях системного подхода. Если вы осуществили модернизацию, реконструкцию, новое строительство в рамках реализации инвестиционной программы, смогли достичь намеченных целевых индикаторов, получили ожидаемый экономический эффект, значит, каждый ваш шаг в ходе разработки инвестиционной программы был рациональным, выверенным, точным!

Разработка инвестиционных программ по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению



Вернуться к разделу публикаций специалистов

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ