Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Региональные программы модернизации коммунальной инфраструктуры – перспективный механизм привлечений инвестиций в коммунальный комплекс и энергетику в 2014 году

Автор: Маслова Ольга Васильевна, директор Департамента финансово-инвестиционного консалтинга в ЖКХ и энергетике
Статья опубликована: в январе 2014 года и обновлена по состоянию на конец 1 квартала 2014 года.


После опубликования предельных индексов роста тарифов на коммунальные услуги в 2014 году стало очевидна потребность привлечения инвестиций на развитие и модернизацию коммунальных систем из нетарифных источников, таких как бюджетное финансирование, заемные средства.

В конце 2012 года внесены поправки в Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), в частности Государственная корпорация предлагает новое направления инвестирования – софинансирование мероприятий модернизации коммунальной инфраструктуры (финансирование по 185-ФЗ, субсидии Фонда содействия реформированию ЖКХ).

Нормативно-правовое регулирование разработки и утверждения региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры.

Основным документом, регулирующим порядок разработки и утверждения программы, является Федеральный закон № 185-ФЗ (статья 16.1. введена Федеральным законом от 25.12.2012 № 270-ФЗ). Федеральный закон № 185-ФЗ определяет основные направления финансирования средств Фонда для целей модернизации коммунального хозяйства, требованиям к участникам программ, структуру программы, порядок подачи заявки на финансирования.

Непосредственным помощником в разработке региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры являются следующие документы:

- Приложение 2 к Рекомендациям по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и приложений к ней, утвержденным решением правления Фонда от 3 февраля 2014 года, протокол № 474;

- Требования к расчету целевых показателей реализации региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, утвержденные наблюдательным советом государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 30 января 2013 года, протокол № 35.

Данные документы носят прикладной характер, они пошагово описывают требования к структуре и содержанию региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры, содержат формы документов, приложений, обязательных к заполнению, расшифровывают формулы расчета показателей программы.

Цели инвестирования и требования к программе. Региональная программа модернизации коммунальной инфраструктуры направлена на повышение надежности и эффективности эксплуатации соответствующей системы коммунальной инфраструктуры (объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов) и обосновывает привлечение средств государственной корпорации на следующие цели:

1) выполнение работ по инженерным изысканиям в целях подготовки проектной документации объектов капитального строительства, подлежащих модернизации, подготовка проектной документации и ее экспертиза, разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, разработка схем теплоснабжения, схем водоснабжения и схем водоотведения муниципальных образований, государственная регистрация прав на объекты электроэнергетики и объекты коммунальной инфраструктуры системы коммунальной инфраструктуры, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, являющиеся недвижимым имуществом и используемые для оказания потребителям услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов;

2) предоставление субсидий Фонда содействия реформированию ЖКХ участнику региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры на уплату процентов (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора) по долгосрочным кредитам, привлеченным участником региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после 1 января 2012 года, в валюте Российской Федерации в соответствии с кредитными договорами, заключенными на срок три года и более, в целях реализации мероприятий региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры.

Региональные программы модернизации коммунальной инфраструктуры разрабатывается отдельно в отношении определенной системы коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, утилизации ТБО) для одного участника программы (организации коммунального комплекса или энергетики).

Фонд содействия реформированию ЖКХ определяет следующую структуру региональной программы модернизации коммунальной инфраструктуры:

1) паспорт региональной программы;

2) характеристика существующего состояния системы коммунальной инфраструктуры;

3) цели и задачи региональной программы;

4) план мероприятий по модернизации системы коммунальной инфраструктуры;

5) экономическое обоснование реализации региональной программы;

6) расчет и обоснование сроков окупаемости мероприятий;

7) прогноз расходов населения на коммунальные услуги;

8) управление региональной программой;

Обязательно заполнение и оформление пяти приложений к программе, которые определяют:

Приложение 1. Состав объектов коммунальной инфраструктуры системы коммунальной инфраструктуры, в связи с модернизацией которой планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов в рамках данной программы, с указанием сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении каждого из таких объектов;

Приложение 2. Перечень планируемых для реализации в рамках региональной программы мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая выполнение проектных работ, работ по инженерным изысканиям, проведение экспертизы проектной документации, технического обследования и энергетического обследования (при необходимости их проведения), расчет и обоснование стоимости таких работ и обследований, сроки их реализации;

Приложение 3. Значения целевых показателей реализации региональной программы;

Приложение 4. Информацию об объеме и источниках финансирования мероприятий региональной программы отдельно по каждому году в течение срока ее реализации с разбивкой по кварталам (финансирование по 185-ФЗ, субсидии Фонда содействия реформированию ЖКХ, собственные средства организации-участника, кредитные средства, бюджетные средства);

Приложение 5 Расчет и обоснование сроков окупаемости реализуемых мероприятий региональной программы с учетом вариативного прогноза изменения величины полезного отпуска ресурса.

Региональная программа модернизации коммунальной инфраструктуры утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Средства, выделяемые государственной корпорации (субсидии Фонда содействия реформированию ЖКХ) ограничены и предоставляются при выполнении ряда условий, в частности можно выделить требования, предъявляемые к участнику программы, требования, предъявляемые к механизму инвестирования, а также требования, предъявляемые непосредственно к самой программе.

Таблица 1. Условия привлечения средств Фонда – требования к региональным программам модернизации коммунальной инфраструктуры для финансирования по 185-ФЗ

Группа требований

Расшифровка, примеры

1. Требования к участнику программы

участник программы – организация (за исключением организационно-правовой формы ГУП и МУП), индивидуальный предприниматель, оказывающий регулируемые виды деятельности

владение объектами системы коммунальной инфраструктуры, включенной в региональную программу по модернизации системы коммунальной инфраструктуры, на праве собственности либо на основе договора аренды или концессионного соглашения сроком действия не менее чем пять лет

отсутствие просроченной кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда

численность населения муниципального образования, в котором ОКК предоставляет услуги в объеме не менее 50% от общей величины полезного отпуска, не превышает 250 000 человек

в регионе, подавшем заявку на получение финансирования Фонда, должно быть утверждено положение о порядке разработки и согласования региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры

2. Требования к механизму инвестирования

стоимость мероприятий региональной программы не должна быть менее 100 млн. руб.

обязательно софинансирование мероприятий программы за счет средств участника программы (собственных или заемных), бюджетных средств (субъекта или муниципального образования)

в региональную программу не могут быть включены мероприятия по модернизации системы коммунальной инфраструктуры, которые финансируются с привлечением средств федерального бюджета

3. Требования к содержанию региональной программы модернизации

объем финансовых потребностей региональной программы долен быть обоснован сметными расчетами, предложениями предприятий-производителей, утвержденными индексами-дефляторами. Стоимость рассчитывается на 01 января года, в котором утверждена программа

в случае привлечения кредитных средств к программе прикладываются документы о намерении кредитной организации предоставить участнику региональной программы кредит

целевые индикаторы рассчитываются за три года, предшествующих утверждению программы, прогнозируются на период реализации программы и на пять лет, следующих после реализации программы. Исходные значения для расчета целевых индикаторов должны быть подтверждены справками из органов регулирования цен (тарифов), органов Росприроднадзора, Роспотребнадзора (в зависимости от вида индикатора)

финансовая модель должна содержать такие мероприятия и источники финансирования, чтобы при реализации программы услуги оставались доступными для населения

при выполнении вариативного прогноза сроков окупаемости региональной программы с учетом уменьшения объема оказания соответствующих видов услуг на 20 процентов или прекращения оказания услуг двум крупнейшим потребителям важно, чтобы сроки окупаемости не увеличивались более чем на три года

Важно также отметить, что предлагаемые в программе мероприятия должны быть реализованы до 01 сентября 2017 года. В случае если как источник софинансирования мероприятий программы предусматривается тариф (надбавка, тариф на подключение), то в Фонд должна быть предоставлена в качестве подтверждения инвестиционная программа ОКК.

Первый год реализации, первые итоги и перспективы на 2014 год

По состоянию на 11.11.2013 по оперативной информации Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2013 году по программам модернизации систем коммунальной инфраструктуры одобрены 9 заявок 6 субъектов Российской Федерации на общую сумму 422,54 млн.рублей. Для сравнения по программам капитального ремонта многоквартирных домов по 78 заявкам 74 субъекта Российской Федерации приняты решения о предоставлении финансовой поддержки Фонда на сумму 6,2 млрд. рублей.

Среди первых организаций коммунального комплекса, получающих финансовую поддержку Фонда по региональным программам модернизации:

- ОАО «Нерюнгринский городской водоканал» (водоснабжение и водоотведение), ОАО «Намкоммунтеплоэнерго» (теплоснабжение) – Республика Саха (Якутия);

- ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ» (теплоснабжение) – Республика Алтай;

- ОАО «Владимирские коммунальные системы» (теплоснабжение) – Владимирская область;

- ОАО «РУК ЖКХ» (теплоснабжение) – Республика Бурятия;

- ООО «Теплоэнерго» – Новосибирская область;

- ООО «Смоленские вторичные ресурсы» (обращение с твердыми бытовыми отходами) – Смоленская область.

Кроме того активную работу по разработке и реализации региональных программ ведут власти Удмуртской Республики, Республики Башкортостан, Татарстан, Оренбургской и Тульской областей.

Таким образом, начало использования нового инструмента положено, в 2013 году, 9 Программ начали свое действие, появилась практика по разработке и алгоритму утверждения подобных программ. Учитывая состояние систем коммунальной инфраструктуры и ограниченность роста тарифов в коммунальном хозяйстве и энергетике, которое прогнозирует Минэкономразвития России на 2014 год и плановый период 2015-2016 гг., реализация региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры могло бы стать тем рычагом привлечения нетарифных инвестиций в отрасль, который бы позволил бы выполнять обязательные мероприятия по модернизации при сохранении доступности коммунальных услуг для потребителей.

См. наши услуги по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и энергетики.



Вернуться к разделу публикаций специалистов

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ