Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

10 шагов к разработке Программы развития социальной инфраструктуры, соответствующей Постановлению Правительства России № 1050 от 01.10.2015

Автор: директор департамента финансово-инвестиционного консалтинга в ЖКХ и энергетике – Маслова Ольга


Ключевым документом, регламентирующим порядок разработки программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, является Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов" – далее Требования к программе № 1050. На основании имеющегося у экспертов опыта разработки программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений был составлен рейтинг моментов, на которые нужно обратить внимание, чтобы программа развития социальной инфраструктуры сельского поселения соответствовала действующим требованиям:

1. Срок программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования

Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой развития социальной инфраструктуры муниципального образования, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

НО ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Если на момент разработки программы развития социальной инфраструктуры сельского поселения срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.

2. Характер мероприятий программы комплексного развития социальной инфраструктуры

Исходя из самого понятия программы комплексного развития социальной инфраструктуры, данного в Градостроительном кодексе РФ, очевидно, что в программу мероприятий по развитию социальной инфраструктуры могут быть включены только мероприятия по новому строительству, реконструкции и модернизации объектов социальной сферы.

Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Модернизация здания - комплекс мероприятий, предусматривающий обновление функционально устаревшего планировочного решения существующего здания, используемых материалов и его инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эксплуатационным параметрам зданий.

Мероприятия по капитальному ремонту или мероприятия, направленные на текущее обеспечение деятельности учреждений социальной сферы НЕ включаются в программы комплексного развития социальной инфраструктуры

Примеры наименования мероприятий программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений и городских округов

3. Описание места положения объектов социальной инфраструктуры

Описание места положения объекта необходимо как в отношении существующих объектов социальной инфраструктуры муниципального образования, так в отношении новых объектов, которые планируется построить и ввести в эксплуатацию в рамках реализации программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

4. Расчет финансовых потребностей Программы социальной инфраструктуры

Эксперты ООО «ЛЕКС-Консалтинг» при разработке программ комплексного развития социальной инфраструктуры учитывают инфляционные риски. Так, при расчете стоимости мероприятий на момент разработки программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования применяются сметные базы и нормативы. А для перевода текущих цен в цены, соответствующие периоду реализации мероприятий, эксперты определяют:

4.1. График реализации мероприятий. Учитывая что объектами социальной инфраструктуры являются учреждения, важно определить когда будет проводиться конкурс на отбор подрядной организации для выполнения работ по реконструкции, модернизации и (или) новому строительству;
4.2. Определив год (квартал соответствующего года) реализации мероприятий программы, разработчики программы развития социальной инфраструктуры применяют соответствующие индексы-дефляторы, утвержденные Министерством экономического развития России на 2017-2019 гг. и долгосрочный период до 2030 г.

Приведем пример: в ценах 2016 г. стоимость строительства спортивного комплекса на 300 мест с плавательным бассейном и плоскостным сооружением составляет 508,80 млн. руб. (без НДС), но учитывая, что реализация мероприятия запланирована на 2019-2023 гг. (проектные и изыскательские работы, 3 очереди строительства) стоимость мероприятия составит 769,40 млн. руб. (без НДС).

5. Срок разработки Программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования

В соответствии с внесенными Федеральным законом № 456-ФЗ от 29.12.2014 в Градостроительный кодекс РФ изменениями органы местного самоуправления обязаны были утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры до 01 апреля 2016 года

6. Оценка соответствия социальной инфраструктуры поселения местным нормативам градостроительного проектирования

Зачастую в Программах комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения отсутствует оценка социально-экономической эффективности и соответствия нормативам градостроительного проектирования. Пример оценки соответствия социальной инфраструктуры нормативам градостроительного проектирования в сфере здравоохранения приведен ниже:

№ п/п

Объекты

Наименование расчетного показателя объекта местного значения, единица измерения

Значение расчетного показателя объекта местного значения (норматив), единица измерения

Значение нормативного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности объектами на 2016 г.

Пропускная способность объектов социальной инфраструктуры в муниципальном образовании (факт)

Вывод по результатам оценки соответствия нормативам градостроитель-ного проектирования

В области здравоохранения

1

Лечебно-профилактические медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях

уровень обеспеченности, посещение в смену

181,5 на 10 тыс. чел.

25

50

Соответствие

размер земельного участка, га/посещений в смену

0,1 на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га для отдельно стоящего здания

0,025

0,05

год ввода в эксплуатацию

1985

год последнего капитального ремонта

2014


7. Взаимосвязанность документов территориального планирования, перспективных планов, программ

По результатам разработки Программы комплексного развития объектов социальной инфраструктуры ВАЖНО учесть новые (реконструированные) объекты при планировании инженерной инфраструктуры – транспортной (в программах комплексного развития транспортной инфраструктуры), коммунальной (схемы ресурсоснабжения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы поставщиков коммунальных ресурсов), при построении кадровой политики и т.д.

8. Обеспечение финансированием мероприятий Программы социальной инфраструктуры

Источниками финансирования мероприятий Программы социальной инфраструктуры муниципального образования могут быть средства бюджетов всех уровней и внебюджетные средства. При оценке возможности использования в качестве источников финансирования бюджетных средств важно оценить дефицит (профицит) бюджета, текущие обязательства муниципального образования, спрогнозировать доходы и расходы бюджета муниципального образования, промониторить возможность получение безвозмездных поступлений из других бюджетов, государственные программы в сфере образования, здравоохранения, культуры, массового спорта.

При планировании в качестве источников финансирования внебюджетных средств важно оценить инвестиционную привлекательность муниципального образования в целом и социальной сферы в частности.

9. Рекомендации по совершенствованию нормативной базы

Одним из обязательных Разделов Программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры является пункт «Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения». Часто ему не уделяют должного внимания, что является ошибкой, которая ведет к тому, что предложенные в Программе инструменты не получают дальнейшего хода и Программа по итогам не работает.

10. Границы разработки Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений

В первом пункте Требований к Программе № 1050 определены области, в отношении которых разрабатывается Программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, этот перечень является закрытым и включает в себя:

  1. Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  2. Здравоохранение - система охраны здоровья граждан в стране. В нее включаются организации, учреждения, предприятия, ассоциации, научные общества, специалисты и других хозяйственных субъектов, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы деятельности. Их деятельность должна быть связана с производством, обеспечением, контролем качества, реализацией лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний, организацией и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья граждан, образованием медицинских работников на додипломном и последипломном уровне;
  3. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
  4. Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
  5. Культура - совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.).

Специалисты нашей компании имеют успешный опыт разработки программ развития социальной инфраструктуры и готовы оказать Вам необходимую помощь. За подробной консультацией обращайтесь к Александре Ивановой по телефону +7 (3452) 452-252 или электронной почте gkh.lex@gmail.com

Подробнее об услуге разработка программ комплексного развития систем социальной инфраструктуры поселений



Вернуться к разделу публикаций специалистов

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ