Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Европейское будущее российского ритейла

20 Марта 2007

На рынке торговой недвижимости появляется все больше западных игроков. Они не хотят осваивать его самостоятельно, а ищут локальных партнеров для совместной работы. Заявления европейских управляющих компаний , которые хотят работать на российском рынке, стандартны. Они обещают привлекать крупных инвесторов и новые бренды, строить нестандартные торговые центры и не забывают упомянуть про пресловутое европейское качество, которое в России только появится, с их приходом.

В частности, на рынке появился новый альянс: консалтинговая и риэлторская компания "Торговый Квартал" заключила соглашение о сотрудничестве с итальянской компанией Larry Smith, девелопером и управляющим крупными торговыми центрами Италии.

В управлении Larry Smith находится около 700 тысяч квадратных метров торговых площадей или пять крупных торговых центров. Средняя проходимость торговых объектов в год составляет порядка 14 млн человек. В 2007 году оборот компании превысил 17 млн евро.

Заявления итальянских девелоперов стандартны: они говорят о привлекательности российского рынка и обещают привести сюда европейские инвестфонды и новых ритейлеров.

Однако, при более детальном рассмотрении выяснилось, что все не так оптимистично. В частности, управляющий директор Larry Smith Кристиан Рикалкати заявил: "Средний срок выхода инвестора на рынок составляет порядка двух лет и это возможно только с хорошим портфолио проектов". Аналогичные заявления последовали и за обещаниями привести на рынок новых ритейлеров: "Что касается ритейлеров, то их удерживает отсутствие качественных проектов. Точка отсчета для таких ритейлеров намного выше, чем для средних российских арендаторов. Поэтому они и не спешат выходить на российский рынок".

По мнению итальянских девелоперов, у российского рынка только один выход: строить новые нестандартные торговые комплексы и осваивать новые концепции ТРЦ. "Larry Smith предлагают перейти к следующему этапу развития торговых центров, что подразумевает создание не стандартных моллов, похожих один на другой, а проектов новой формации", - добавил генеральный директор "Торгового Квартала" Дмитрий Зотов.

Однако эксперты рынка придерживаются противоположной точки зрения. По словам регионального директора по торговой недвижимости компании Colliers Int. Максима Гасиева, "институциональные инвесторы за последние два года проявляют большой интерес к российскому рынку. В частности, наша компания ведет активные переговоры с несколькими европейскими инвестфондами. И это, скорее, тенденция рынка, а не результат работы конкретных компаний".

Что касается выхода новых брендов, то, по мнению экспертов, дело здесь не в нехватке интересных проектов. По словам первого вице-президента по стратегическому развитию компании Blackwood Михаила Гец, "европейских ритейлеров останавливает все еще недостаточное развитие российского рынка: несовершенство законодательства, коррупция и многочисленные препоны со стороны административных властей, огромные проблемы с наличием земельных участков. Российские сети так или иначе приспосабливаются к "родной" действительности, а иностранным коммерсантам приходится очень сложно".

"Европейские бренды выходят на новые рынки не под конкретные проекты, им важнее найти франчайзи или компанию, с которой возможно освоение этих рынков» - отмечает г-н Гасиев.

С этой точкой зрения согласилась и директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Наталия Орешина: "Количество европейских брендов и не только, выходящих на российский рынок увеличивается с каждым годом. Сегодня в среднем эта цифра составляет 25 брендов в год".

По мнению г-на Гасиева, появление на рынке новых форматов торговых центров на сегодня не актуально: "Традиционный торговый центр - это простая и вместе с тем максимально доходная бизнес-модель. Для инвесторов данная модель является наименее рискованной, поэтому пока нет причин от нее отказываться - ведь российский рынок далек от насыщения".

Эту точку зрения разделяет и Михаил Гец: "Необходимость вывода на рынок новых форматов торговых центров на сегодняшний день не актуальна, хотя в ближайшие 2-3 года скорей всего потребуются некоторые нововведения для создания конкурентоспособных торговых центров. Из форматов, которые могут быть востребованы, можно предположить развитие life-style центров, которые идеально подходят для сегмента премиум. Такие торговые центры представляют собой целые торговые улицы, наиболее приближенным примером может служить Третьяковский проезд. Также можно прогнозировать развитие пауэр-центров".

Однако, по мнению Наталии Орешиной, появление новых форматов торговых центров, неизбежно и логично: "Любой торговый центр – это генерирование денежного дохода девелопера. Усиление конкуренции на рынке торговой недвижимости приведёт к появлению новых типов ТЦ, а также к изменениям в законодательной базе и в механизмах таможенного регулирования. Для российского рынка я считаю перспективными форматы factory outlet и retail park. Вопрос только в том, насколько качественно будут развивать эти форматы российские девелоперы".

Арина Ковина

Источник: РБК-Недвижимость


Вернуться к списку новостей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ