Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Столичные власти предлагают внести поправки в Жилищный кодекс РФ

26 Апреля 2007

Проблемы управления многоквартирными домами в пятницу обсудила рабочая группа по реализации Жилищного кодекса РФ под руководством первого зам. мэра Москвы, руководителя комплекса городского хозяйства Петра Аксенова.

Итогом встречи стало решение обратиться к федеральным властям с предложением внести поправки в Жилищный кодекс РФ, а также обсудить с представителями судебной власти, как упростить механизм принятия решений по искам собственников жилья.

С принятием Жилищного кодекса РФ его нормы распространились на все отношения, в том числе и на товарищества собственников жилья, созданные на основании закона о ТСЖ 1996 года. По статистике, большая часть ТСЖ была создана как раз в конце девяностых годов, а потому многие функционируют с нарушениями действующего законодательства. В частности, органы управления такими товариществами зачастую сформированы застройщиками и до сих пор ни разу не переизбирались. Впрочем, многие застройщики совершенно не заинтересованы в смене "своих" управляющих. А в условиях низкой инициативы собственники нередко становятся заложниками интересов небольшой группы лиц, злоупотребляющей своими полномочиями. Наглядных примеров масса, говорилось на заседании "круглого стола". Взять хотя бы ТСЖ "Три дома" и "АльСтар". Председателем правления первого стал предприимчивый молодой человек - Евгений Чукин, возглавивший попутно управляющую компанию, с которой он сам же заключил договор на обслуживание. За время его "работы" была незаконно возведена надстройка на козырьке одного из подъездов (в доме N 22, корпус 3 по Веерной улице), проданная частной компании. При строительстве надстройки нарушены строительные нормы по нагрузкам, что представляет угрозу для жителей. Кроме того, придомовая территория продана под частную автостоянку, объекты общего имущества преобразованы под гаражи, а с жильцов взималась плата за воду при отсутствии договорных отношений с Мосводоканалом. Тем не менее все попытки собственников жилья переизбрать председателя успехом не увенчались.

Дело было направлено в суд. Весной прошлого года Никулинский суд Москвы признал продление полномочий председателя недействительными, и собственники наконец выбрали нового председателя. Но не тут-то было, так как прежний по сей день упорно отказывается сложить с себя полномочия. Дело вновь отправлено в суд. Похожая ситуация сложилась и в ТСЖ "АльСтар". Там другой, не менее предприимчивый председатель Андрей Батурин оформил в собственность одной из фирм ряд коридоров дома, лестницы, тамбуры в подвале и даже бойлерную на первом этаже дома. То есть имущество, которое принадлежат всем жильцам. А потом стал собирать деньги за проход по "частной территории".

Еще одна проблема - завышенные тарифы. Например, что делать нанимателю, если по решению общего собрания собственников жилья плата за жилищно- коммунальные услуги в доме в разы превышает городские расценки? Ряд собственников жилья предлагают решить этот вопрос кардинально: взять и выселить неплатежеспособных, задолжавших по "домовым" тарифам более семи месяцев. Именно так предложили в ТСЖ "Курчатовское".

- Город должен либо доплачивать неплатежеспособным нанимателям, либо как-то умерить аппетиты собственников, нанимающих подчас десять дворников вместо необходимых пяти, или строящих суперсовременные немыслимо дорогие детские площадки, - считает зам. руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Ольга Долгушина. - Либо, как предлагают собственники, расторгать договора социального найма и предлагать в качестве варианта переселение в квартиры попроще и похуже. Но на территории города появится настоящее гетто.

Впрочем, как пояснил собравшимся зам. начальника департамента ЖКХ министерства регионального развития Борис Портянкин, умерить "аппетиты" собственников сейчас довольно сложно: перечень необходимых услуг определяют сами собственники жилья на общем собрании. Все это оговорено в постановлении правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года. "Напомню, что в минимальный набор услуг в соответствии с эти документом входит только санитарное содержание дома и придомовых территорий, подготовка к зимнему периоду и прочее необходимое для нормального обеспечения жизнедеятельности горожан", - пояснил Портянкин. Намекнув при этом, что, конечно, хорошо бы как-то эту норму подкорректировать, добавив в нее новые пункты.

- По тому же постановлению правительства N 491 регламентирован порядок изменения оплаты услуг, если их качество было неудовлетворительным, - пояснил начальник управления развития ЖКХ департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Евгений Хромушин. - Уже сейчас многие товарищества подают в суд на некачественное оказание услуг, дальше будет больше, и в какой-то момент произойдет коллапс. Нужно сделать так, чтобы управляющей компании было выгодно хорошо исполнять свои обязанности. Может быть, стоит разработать стандарт на оказание услуг, ниже которого работать бы никто не смог?

Еще одна причина обращения в суд - недовольство кого-то из собственников жилья принятыми на общем собрании решениями. В каком виде гражданского судопроизводства эти дела рассматривать? Кто должен быть ответчиком? Сколько ответчиков должно привлекаться в судебное заседание? Можно ли рассматривать дела по обжалованию решений общих собраний собственников многоквартирных домов в рамках производства по делам, возникающим из публичных отношений?

- По смыслу действующего законодательства, статья 46 ЖК РФ, при обжаловании решения общего собрания иск подается к совокупности собственников помещений, - пояснил первый вице-президент НП "Саморегулируемая организация управляющих недвижимостью" Роман Романов. - В среднем в многоквартирном доме в Москве проживают 200-300 собственников. Так как оспаривание подобного решения это неимущественное требование, то госпошлина составляет 100 рублей. собственнику же придется заплатить госпошлину 20-30 тысяч рублей. Если он присутствовал на собрании, но голосовал "против", получается, что он подает против самого себя. А это уже абсурд. Если рассматривать подобные дела как публичные отношения, то в таком случае на кого ложится бремя доказывания, ведь при обжаловании решений органов власти бремя доказывания и ложится на орган власти.

Подводя итоги работы заседания, Петр Аксенов заявил, что основная причина всех бед - это отсутствие хорошего хозяина.

Источник: Центр муниципальной экономики и права


Вернуться к списку новостей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ