Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: kg_lex

 

Проблемы обозначил только Томск

27 Июня 2007

Судьбу 240 миллиардов рублей на реформу ЖКХ и расселение ветхого и аварийного жилья решали в Кемерово представители президента и губернаторы регионов Сибирского федерального округа.

Внимание регионов к федеральным деньгам приковано не только из-за величины суммы, но и того, что Москва, наконец, стала менять к нам отношение. Страну почему-то принято ставить перед фактом того, что напринимали в правительстве. И уже потом, под давлением территорий, вносить многочисленные поправки и изменения. На этот раз в Центре решили дать информацию о проекте регионам из первых уст – перед губернаторами выступил помощник президента РФ Игорь Шувалов.

- Посмотрите, действительно, все ли здесь соответствует реальной жизни. Подумайте над поправками. Мы должны собрать все замечания и учесть их при доработке норматива, - обратился к собравшимся помощник президента.

Речь идет о законопроекте «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Средства Фонда – 250 миллиардов рублей – планируется потратить на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, модернизацию коммунальной инфраструктуры и проведение капремонта жилищного фонда. Срок его действия ограничен – до 1 января 2012 года. На расселение предусмотрено 95 миллиардов рублей, на капремонт жилья – 145 миллиардов. Уже в этом году на эти цели будет выделено 10 миллиардов. Виды работ по капремонту строго регламентированы. Деньги могут направляться только на восстановление внутридомовых инженерных систем с установкой приборов учета; ремонт или замену лифтового оборудования; реконструкцию крыш, подвалов (в случае, если подвальное помещение является общим имуществом собственников жилья), утепление фасадов.

Полпред Сибирского Федерального округа Анатолий Квашин предложил замкнутую схему работы бюджетных средств. Суммы, выделенные на расселение, должны компенсироваться от продажи земельного участка и вновь идти уже на следующее расселение. Однако деньги, понятное дело, дают не просто так.

- Мы периодически обмениваемся опытом с коллегами из других регионов, у каждого есть свои успехи, но есть и сдерживающие факторы, которые требуют решения на федеральном уровне. Я предлагаю сегодня обратить внимание на некоторые, наиболее характерные, и от имени руководства Сибирского Федерального округа внести ряд предложений в Администрацию Президента, - сказал Виктор Кресс.

Кстати, другие регионы предпочли просто отчитаться о ходе реформы ЖКХ и достижениях в области строительства. Новосибирск отрапортовал о росте объемов сдачи в эксплуатацию жилых домов. Хозяин встречи – Аман Тулеев – поделился опытом внедрения энергосберегающих технологий. Чита оправдывалась о сорванных сроках подготовки к отопительному сезону 2006-2007 (ремонт ряда теплотрасс здесь дотянули аж до декабря). И только Томск акцентировал внимание на недоработках в законе.

Условия участия в проекте, на первый взгляд, совершенно правильные. Первое: на местах должны быть разработаны адресные программы по капремонту и расселению жилья. Это не самая сложная задача, тем более что в Томской области, например, такая программа уже существует. Второе: на территории региона должны работать частные коммунальные и жилищные структуры, причем их количество должно составлять не менее 50 процентов от общего числа организаций к 2009 году, а к 2010 - не менее 80 процентов. У нас их уже подавляющее большинство. Соблюдены и другие условия – субсидирование услуг гражданам, установление экономически обоснованных тарифов. Но деньги выдаются на условиях софинансирования из областного бюджета, муниципального, УК и ТСЖ.

Здесь и кроется основная проблема, которую поднял только один губернатор СФО – В. Кресс. Порядок доли софинансирования не прописан. А, если следовать правилам распределения денег, то Томская область, как регион-донор окажется в самом невыгодном положении. Методика Минфина ориентирована на собственную бюджетную обеспеченность. Согласно ей донор может рассчитывать только на небольшую часть федеральных средств. Реальное соотношение не в нашу пользу будет примерно 90 на 10. В расчет не берется более объективный показатель – количество ветхого и аварийного жилья на душу населения. Кроме того, не учитываются внебюджетные средства регионов, которые уже сейчас направляются на расселение. Например, в Томске часть ветхих и аварийных домов расселяется инвесторами – застройщиками. И эти деньги, согласно здравому смыслу, тоже нужно учитывать при определении доли софинансирования.

Вторая недоработанная в нормативном документе сторона – дома, где выбрана непосредственная форма управления. Их в законе вообще нет, а значит, и финансирование не предусмотрено. Таковых в областном центре немало – почти 60 процентов. Более того, товарищества собственников жилья создаются, как правило, в новых или относительно новых домах – там, где для собственников нет особой нужды тратиться на капремонт. А вот действительно ветхий и аварийный жилой фонд сейчас ни ТСЖ, ни управляющим компаниям не нужен.

- Проблема домов с непосредственным управлением поднимается Томском уже не первый раз, - сказал после совещания начальник областного департамента модернизации и экономики ЖКХ Вадим Власов. – Мы считаем, что ее решение лежит на поверхности: нужно законодательно определить, что на непосредственное управление могут перейти дома не более чем в 8-12 квартир. Многоквартирные однозначно должны либо создать ТСЖ, либо выбрать управляющую компанию. В этом случае УК, наконец, будут заниматься своими прямыми обязанностями – контролировать расчеты населения за коммунальные услуги. Сейчас наши компании занимаются только жилищным обслуживанием, а коммуналку оставили на откуп поставщикам воды, тепло, - и электроэнергии. В результате люди, которые живут в домах с непосредственным управлением остаются один на один с ресурсоснабжающей организацией – они не могут проверить правильность начислений и, уж тем более, отстоять свои интересы.

По итогам совещания в правительстве должны быть учтены все прозвучавшие здесь замечания. Только после того, как будут изучены мнения регионов, сформируется окончательный проект закона, и судьба 250 миллиардов рублей будет решена. Конечно, в Москву уедут предложения не только из Сибирского Федерального округа – свое участие в обсуждении проекта может принять любая территория России. Но, безусловно, удельный вес Томска в создании закона с целью реформирования ЖКХ, будет очень велик.

Автор: Татьяна Комрачева
Источник: http://vesti70.ru


Вернуться к списку новостей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ