Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

ЖКХ. Реформа. Работа на износ

5 Сентября 2007

На прошедших в Орле публичных слушаниях были выработаны рекомендации органам власти всех уровней о совершенствовании существующего жилищного законодательства.

Контрольная работа

Помимо чиновников и специалистов на слушания были приглашены члены домовых комитетов и товариществ собственников жилья. Представителям власти было интересно узнать, что думают о реформировании ЖКХ те, кто ощущает ход реформы непосредственно "на своей шкуре".

По общему признанию, реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства пока идет маленькими шажками, а многие из принимаемых мер малоэффективны. Часть вины за сложившуюся ситуацию была возложена на неэффективность существующего законодательства.

Однако, ссылаясь на нерасторопность законодателей, региональные чиновники порой не спешат выполнять нормы новых законов, оправдывая свое бездействие тем, что они просто не знают, как его исполнять. Такая ситуация, в частности, сложилась с механизмом осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда. Данная норма прописана в Жилищном кодексе. Однако до сих пор не существует документа, который определил бы орган власти, обязанный осуществлять контроль. Добровольно же брать на себя ответственность никто не хочет.

По мнению участников слушаний, давно назрела необходимость в принятии федеральной целевой программы, определяющей государственную политику в области сохранности жилья. А чтобы финансирование работ по реконструкции и капремонту не перекладывалось на жителей, депутаты облсовета предлагают принять на федеральном уровне закон о строительных сберегательных кассах. По замыслу народных избранников, эту функцию должны взять на себя своего рода специализированные банки, подконтрольные Центральному Банку России. Именно туда, как считают авторы идеи, пойдут не только объединения собственников жилья, но и, в первую очередь, люди с низким и средним уровнем дохода, чтобы получить кредит на капремонт своего дома или улучшение жилищных условий.

На счетчике

Другой наболевший вопрос, вынесенный на публичное обсуждение, - энергосбережение. По статистике, потери при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов доходят до 50-60 процентов, воды - до 40 процентов. Инженерные системы и сооружения коммунальной инфраструктуры физически изношены, морально устарели и нуждаются в коренной модернизации. Если в 2000 году в Орловской области в замене нуждались 17 процентов уличной водопроводной сети, то к 2007 году число полностью изношенных труб возросло до 23 процентов. Как следствие, в регионе растет аварийность. Только в прошлом году в области было зарегистрировано 580 аварий. Причем число прорывов уличного водопровода за год возросло наполовину.

Десятилетняя практика показала неэффективность принимаемых мер по оснащению домов приборами учета. Сегодня на Орловщине общедомовыми счетчиками, за исключением электросчетчиков, оснащены лишь около 15 процентов жилых многоквартирных домов. До последнего времени эта проблема мало кого интересовала. "Нарыв" был вскрыт неожиданно. Зимой власти областного центра приняли постановление о плате за электроснабжение мест общего пользования. Жильцам начали поступать непривычно высокие счета. И только тогда многие из них узнали о существовании общедомовых счетчиков.

Начались проверки, показавшие, что в домах куда-то пропадает значительная часть поступающей в них электроэнергии. Проще говоря, кто-то ее ворует, а платят за него жильцы. Виновники были найдены лишь в нескольких случаях, причем в их число попали даже крупные магазины. Жителям было невдомек, что магазины потребляют электроэнергию за их счет. А коммунальщикам было все равно, кто платит. Счета же, согласно закону, выставлялись квартиросъемщикам, и возникали скандалы.

Аналогично обстоит ситуация с другими видами коммунальных ресурсов, в частности, с водоснабжением. Повсеместное применение приборов учета может помочь навести порядок во взаиморасчетах коммунальщиков и жителей, сделать их прозрачными. Понимают это и участники слушаний. Они предложили принципиально пересмотреть отношение к установке общедомовых счетчиков, создать условия к понуждению их установки, а также дать инструмент, позволяющий привлечь средства на оснащение потребителей приборами учета. Таким инструментом может стать институт биллинговых компаний, которые будут не только устанавливать все общедомовые счетчики, но и эксплуатировать их, гарантируя качество измерений. Кроме того, они будут готовить счета для оплаты, взимая небольшой процент с жильцов за свои услуги.

Опять двойка

На очередном заседании работу по реформированию ЖКХ в областном центре обсуждали и депутаты горсовета. На их суд был предложен обширный доклад, с которым выступили представители мэрии. Конструктивным диалог представителей двух ветвей власти назвать трудно. Если чиновники мэрии бодро рапортовали об успехах на данном поприще, то депутатам ход реформы увиделся "в черном свете". Итог обсуждения оказался достаточно красноречив. Вместо того чтобы утвердить заявленные успехи, народные избранники признали работу городской администрации по реализации реформы ЖКХ в сфере управления жилищным фондом неудовлетворительной. А наиболее "горячие головы" вообще потребовали срочно провести кадровые перестановки в мэрии, вплоть до увольнения начальников управлений.

Причин для столь неутешительной оценки деятельности городских чиновников оказалось несколько. В частности, депутатам не понравилась тарифная политика, на которую их ориентирует мэрия. В официальных документах, изданных по этому случаю, говорится, что стратегическим направлением тарифной политики города на ближайшую перспективу будет являться доведение цен и тарифов до уровня, достаточного для развития свободной конкуренции. За столь витиеватой формулировкой может скрываться многое, но одно несомненно - тарифы на услуги ЖКХ в Орле будут расти. Одним из аргументов, которыми оперируют городские чиновники, является то, что цены, сложившиеся сегодня на орловском рынке ЖКХ, ниже, чем в соседних регионах. Например, по данным мэрии, средняя цена на содержание и текущий ремонт жилого помещения в Орле сегодня примерно на 20 процентов ниже, чем в Белгороде, Курске и Воронеже, расценки на содержание и текущий ремонт лифтов на 10 процентов ниже, чем в Рязани и Смоленске, вывоз мусора на 35 процентов дешевле, чем в Калуге и Липецке.

Данное обстоятельство городские власти расценивают почему-то не как предмет гордости, а как недостаток, который стремятся устранить. А поскольку речь идет о простом повышении тарифов, то, как это уже бывало и раньше, все тяготы по его устранению лягут на ничего не подозревающих горожан. Депутатов, как представителей народа, такой вариант не устроил. Тем более что в их распоряжении оказался другой документ, который тоже как нельзя более ярко характеризует ход реформы ЖКХ в областном центре. Минувшим летом деятельность муниципальных коммунальных предприятий МУП ЖРЭП (з) и МУП ЖРЭУ 2 проверила городская контрольно-счетная палата.

В результате было выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 547,8 тысячи рублей. Ревизоры также пришли к выводу, что коммунальщики неэффективно потратили 11,578 миллиона бюджетных рублей. Примерно на восемь миллионов рублей ими было передано другим организациям собственное имущество, причем на безвозмездной основе. Кроме того, был выявлен ряд случаев несвоевременной выплаты заработной платы работникам данных предприятий. В данный момент введена процедура банкротства двух муниципальных предприятий, эксплуатирующих жилищный фонд Советского и Железнодорожного районов города.

Все это вкупе и сподвигло депутатов на то, чтобы поставить чиновникам мэрии жирный "неуд" за проделанную и не проделанную работу по реформированию ЖКХ.

прямая речь

Михаил Вдовин, заместитель председателя городского Совета народных депутатов:

- Вместо эффективной системы контроля за использованием финансовых средств мы получаем абсолютно непрозрачную систему, которая непонятна жителям города. КСП выявила факт, когда на деньги, собранные с населения, был куплен автомобиль "Волга" и передан в администрацию. Я задаю вопрос: что, теперь чиновники покупают автомобили на деньги горожан? Все это происходит потому, что в городе отсутствует целостная концепция реформирования ЖКХ. Мы настаивали и будем настаивать на том, чтобы реформа проводилась по целостной концепции, чтобы был виден результат. Главное, чтобы система ЖКХ не вышла из-под контроля муниципалитета.

Владимир Можин, начальник управления по развитию городского хозяйства:

- Целью тарифной политики является баланс интересов продавцов и покупателей в тех сферах экономики, где рыночные механизмы саморегуляции еще не сформированы или не могут быть сформированы в виду естественной монопольности некоторых отраслей. Но она не способна изменить или отменить действие экономических законов и не может рассматриваться как один из инструментов льготирования отдельных категорий потребителей. Особенностью Орла является то, что органы местного самоуправления не произвели необходимой ценовой корректировки на 2006 год в условиях, когда цены по большинству регулируемых позиций были значительно ниже экономически обоснованного уровня.

Справка "РГ"

В настоящее время 2,3 миллиона квадратных метров или 48,8 процента жилищного фонда областного центра имеют износ более 40 процентов, 157 тысяч квадратных метров, или три процента жилищного фонда, относятся к категории аварийных или непригодных для проживания. По подсчетам специалистов, для переселения жителей из таких домов, а также на капитальный ремонт фонда с износом менее 70 процентов требуется 3,1 миллиарда рублей на ближайшие пять лет.

Источник: http://www.rg.ru/2007/09/04/reg-chernoz/kommunalka.html


Вернуться к списку новостей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ