Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

Кремль тихо совершил бархатную революцию

1 Октября 2007

Завершение интриги вокруг формирования нового правительства разочаровало большинство наблюдателей. И связана подобная реакция прежде всего с тем, что многие ожидали каких-то кардинальных перемен, либо структурных, либо персональных. Между тем, затянувшаяся пауза свидетельствовала как раз о том, что никаких особенно резких шагов предпринято не будет.

По мнению некоторых экспертов, дополнительное время потребовалось президенту именно для того, чтобы всесторонне согласовать незначительные изменения и обеспечить преемственность в работе правительства. В результате все свелось к пяти новостям, коснувшимся персоналий, незначительным структурным переменам и некоторым перераспределениям полномочий.

Три главные новости – это отставки главы Минэкономразвития Германа Грефа, министра регионального развития Владимира Яковлева и руководителя Минздравсоцразвития Михаила Зурабова. Интересно, что помимо основной деятельности, стратегии развития регионов и социальной сферы также разрабатывались в ведомстве Грефа, который, если верить слухам, давно просился в отставку. Что касается двух других министров, то Михаил Зурабов еще со времен монетизации льгот превратился в "народный аллерген", и его уход считался делом предрешенным. А Владимир Яковлев то ли просто не справлялся со своими обязанностями, то ли в силу объективных причин был не в состоянии реализовать замечательные идеи Минсоцразвития.

Всех троих убрали из правительства, однако публике так и не объяснили, что стало причиной фактического провала реформы ЖКХ в регионах и скандалов, связанных с социальной реформой. Где искать "корень зла": в плохой стратегии, разработанной подчиненными Грефа, или в неправильной реализации хороших идей. А раз прямо ничего сказано не было, ответ на эти вопросы приходится искать в фигурах новых министров.

Главой Минэкономразвития назначена Эльвира Набиуллина, в течение многих лет работавшая рука об руку с Германом Оскаровичем. С июня 2000 г. она была его первым заместителем в министерстве, в 2003-2005 гг. – президентом фонда "Центр стратегических разработок". С октября 2005 г. Набиуллина пустилась в самостоятельное плавание, возглавив экспертный совет оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства РФ в G8, но сохранив за собой пост руководителя исследовательской группы Центра стратегических разработок.

Таким образом, вроде бы получается, что новый министр экономического развития является единомышленников Грефа. Однако два последних года служебной карьеры гранд-дамы дают информацию к размышлениям, равно как и ее репутация скорее аналитика, нежели управленца. Если верить СМИ, именно Набиуллина являлась автором многих стратегических идей, и теперь под ее началом Минэкономразвития должен превратиться в начисто лишенный исполнительных полномочий "мозговой центр реформ". Подтверждением нового статуса министерства стала передача части его обязанностей Минрегионразвитию.

Что касается здравоохранения и социальной сферы, то в новом правительстве ответственность за это направление возложена на Татьяну Голикову. Будучи специалистом по бюджетным вопросам, она более восьми лет занимала должность заместителя министра финансов и среди прочего курировала социальную сферу, а также науку и государственные органы. Более того, Голикова участвовала в разработке проектов, непопулярность которых стала причиной раздражения в отношении Михаила Зурабова, попавшего под перекрестный огонь раздраженного населения и правительственных либералов, полагавших, что хорошие и правильные реформы стали причиной скандалов из-за их бездарной реализации. Сегодня Татьяне Голиковой предоставлена возможность на деле показать, как нужно решать подобные проблемы.

Третье освободившееся место занял Дмитрий Козак, следующий в последние годы по стопам Владимира Яковлева, который до своего назначения главой Минрегионразвития занимал пост полпреда президента в Южном федеральном округе. В отличие от своего предшественника, Козак пришел в самый проблемный округ страны с готовой концепцией развития Юга России, основанной на взаимодействии власти и бизнеса. За три года работы Козак добился роста инвестиций, создания новых рабочих мест и прочих позитивных сдвигов. В результате назначение Козака главой Минрегионразвития и передача этому министерству части полномочий МЭРТ и Минфина трактуется экспертами как подтверждение того, что методы, опробованные в Южном округе, будут распространены на все остальные регионы страны.

С другой стороны, нынешняя ситуация на Северном Кавказе продолжает оставаться взрывоопасной. Участившиеся теракты, похищения людей, межклановые разборки и попытки реанимировать осетино-ингушский конфликт свидетельствуют о том, что экономических мер явно недостаточно. В этом контексте возвращение Козака в Москву объясняется намерением Кремля назначить на его место одного из армейских генералов. Создав предпосылки для развития региона, Козак должен уступить место человеку, способному жесткой рукой вогнать дезориентированное население Северного Кавказа в рамки нормальной мирной жизни.

Своеобразной сенсацией стал фактический отказ президента принять отставку министра обороны Анатолия Сердюкова. На фоне слухов и утечек о заинтересованности неких кругов в немедленном прекращении военной карьеры зятя премьера это решение спровоцировало появление версии об особом положении Сердюкова, которого не то тоже прочат в преемники, не то назначили на пост военного министра для поддержания баланса между околокремлевскими группировками. Правдоподобным кажется и более простое объяснение, касающееся стремления президента навести порядок в расходовании военного бюджета.

Еще одной новостью стало назначение вице-премьером министра финансов Алексея Кудрина. Учитывая тот факт, что свой прежний статус сохранили как первые заместители главы правительства Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, так и вице-премьеры Сергей Нарышкин и Александр Жуков, это решение можно было бы трактовать как структурное изменение, если бы одновременно с почетным титулом Кудрин получил и дополнительные полномочия. Но пока никаких явных признаков перераспределения обязанностей между вице-премьерами в пользу Кудрина не наблюдается. И потому решение президента пытаются объяснять либо включением Кудрина в список кандидатов на роль преемника, либо стремлением подчеркнуть доминирование либерального тренда в курсе нового правительства. Интересно, что при большом разнообразии предлагаемых версий вполне работающими выглядят даже взаимоисключающие варианты, и относится это не только к Кудрину, но и, например, к Козаку.

В целом же произведенные перемены показали, что ни о какой радикальной смене курса речь, во всяком случае пока, не идет. Отставки выглядят оправданными, а некоторые назначения – смелыми, и именно потому воспринимаются как сигнал готовности власти начать осторожную ротацию высших управленческих элит. Еще несколько лет назад подобные преобразования называли мягкой настройкой правительства, однако на этот раз речь скорее идет о давно ожидаемом "закручивании гаек".

Не зря все фактические, лежащие на поверхности изменения сопровождались устойчивым рефреном об "ужесточении исполнительной дисциплины". Представляя новый состав правительства, президент несколько раз акцентировал внимание на главной цели: "заставить правительство работать по решению задач социально-экономического развития страны", делать все "эффективно и в намеченные сроки", "бороться с коррупцией и преодолевать невежество". Т.е. перетряхивание состава правительства стало поводом довести до сведения членов нового кабинета министров простую мысль о том, что "закручивание гаек" начинается именно с них, и высокие государственные посты больше не будут синекурой.

Автор: Наталья Серова
Источник: www.utro.ru


Вернуться к списку новостей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ