Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

Поправки в закон о капремонте внесены в Думу

14 Ноября 2007

Группой депутатов от оппозиции внесен в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в ФЗ О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», касающийся вопросов проведения капитального ремонта. Среди его авторов – постоянные оппоненты проправительственного думского большинства в вопросах защиты прав жителей О. Шеин и Г. Хованская.

Мы уже неоднократно писали о том, что с большой помпой принятый Думой по инициативе президента закон о капремонте (О Фонде содействия реформе ЖКХ) на самом деле является гигантским обманом жителей, так как ставит на пути получения денег многочисленные обременительные условия. Внесенный под эгидой Шеина-Хованской законопроект направлен на облегчение этих условий и защиту прав жителей при любой форме управления.

Как следует из текста закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ» для получения из фонда финансовой поддержки регионам (финансирование капитального ремонта из федерального центра идет исключительно через региональный уровень) необходимо выполнить 12 обязательных условий. Однако. Кроме того, что эти условия не всегда приемлемы с содержательной стороны, так как предусматривают ускоренную приватизацию коммунальной сферы, некоторые из них попросту не могут быть выполнены региональными властями. Часть противоречит постановлению Конституционного суда РФ, разъяснениям, утвержденным Президиумом ВС РФ, законам РФ. Другие – нуждаются в корректировке в части сроков.

Соответственно, законопроектом предлагается исключить такие условия или изменить сроки.

ТСЖ-ация всей страны

Из перечня условий, которые позволяют получить финансовую поддержку за счет средств фонда, предлагается исключить требование о создании определенного процента товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, и до 1 января 2011 года их количество довести до 20% процентов. Такое условие приводит к административному давлению на собственников помещений в многоквартирных домах с целью создания ТСЖ в том количестве, которое необходимо для получения финансовой поддержки. А это противоречит постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 1998 года № 10-П, которым ряд положений Федерального закона «О товариществах собственников жилья», допускающих обязательность членства в ТСЖ, без добровольного волеизъявления домовладельца, был признан не соответствующим Конституции России.

Предлагается это условие отменить.

Землю – жителям

Одним из актов, создающих благоприятные условия для образования ТСЖ, должен быть акт о сроках формирования и государственном учете земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Такой земельный участок входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Отсутствие сформированного земельного участка создает неопределенность при реализации собственниками своих прав по распоряжению и пользованию общим имуществом. В то же время законом установлено, что графики проведения работ за счет средств бюджетов субъектов по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), должны быть утверждены только к 1 января 2011 года.

Законопроектом предлагается сократить этот срок и установить его до 1 января 2008 года.

Кто платит субсидии?

Пункт 5 части 1 статьи 14 Закона предусматривает наличие муниципальных правовых актов, необходимых для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом не учитывается, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года № 258-ФЗ с 1 января 2008 года финансирование расходов на предоставление субсидий будет осуществляться из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Законопроектом предлагается устранить такое противоречие.

Капитальный ремонт: за чей счет?

Учитывая, что подавляющее большинство из 24219 муниципальных образований являются дотационными, в них отсутствуют муниципальные программы сноса аварийных жилых домов и капитального ремонта домов. Эти программы не могут быть реализованы в связи с отсутствием возможности финансирования из местного бюджета.

Проект закона исключает требование, чтобы в качестве обязательного условия было наличие муниципальных адресных программ и соответственно долевое финансирование местных бюджетов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Законопроектом предлагается ограничиться перечнем таких домов, утвержденных органом местного самоуправления и включенных в региональную программу.

Нет – дискриминации непосредственного управления!

В соответствии с требованиями, установленными статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Жилищный кодекс РФ предусматривает три варианта такого управления:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Собственники, выбравшие непосредственный способ управления, поставлены законом в неравное положение по отношению к собственникам, выбравшим иной способ управления, так как эта форма в законе "о капремонте" даже не упомянута и соответственно, чиновники могут исключить дома, находящиеся на непосредственном управлении, из списка домов, претендующих на выделение средств фонда.

Законопроект предоставляет собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, право на выделение средств фонда на проведение капитального ремонта домов. От имени указанных собственников будет выступать уполномоченное ими лицо, которым может быть в том числе и орган местного самоуправления.

Кто беднее, тот больше платит?

Законопроектом исключается требование 5-процентного софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов со стороны граждан как обязательное условие.

Как показывает практика, чем хуже состояние дома, тем выше стоимость капитального ремонта и беднее живущие в нем собственники (пенсионеры, инвалиды, малоимущие). Обязанность софинансирования капитального ремонта дома приведет либо к деприватизации гражданами жилых помещений, либо к проживанию в доме без ремонта вплоть до признания его аварийным.

Как следствие, в том и другом случае проведение капитального ремонта или отселение граждан из аварийного дома неизбежно станет обязанностью государства.

Кроме того, указанное требование не соответствует разъяснениям, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ (обзор судебной практики за 2 квартал 2007 года). Согласно разъяснению: исходя из системного толкования ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 Жилищного кодекса РФ и ст. 210 Гражданского кодекса РФ, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Перспективы

Конечно, Государственная Дума этого созыва уже не успеет принять эти поправки. Не потому что это технически невозможно – как показывает практика, при желании парламентское большинство в состоянии принять закон за несколько дней. Но, в данном случае, такого желания явно не будет. Ведь внесенный оппозицией проект ставит под сомнение тот закон, который "Единая Россия" с такой помпой принимала и отказывает управляющим компаниям в праве собирать деньги на эти цели с населения.

Поэтому, перспективы принятия этого законопроекта впрямую зависят от состава новой Думы. Если «Единая Россия» сохранит нынешнее большинство, вполне может повториться история с правками к Жилищному кодексу, внесенными группой депутатов по инициативе тех же Шеина-Хованской. Их больше года мариновали в Думе, в то время как необходимость их принятия была всем очевидна.

При подготовке статьи использованы материалы журнала «Председатель ТСЖ» www.pr-tsj.ru
И.Иванов, ИА ИКД

Автор: И.Иванов
Источник: http://ikd.ru


Вернуться к списку новостей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ