Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

ЖКХ. ИНЖИНИРИНГ. Приняты три регламента в области энергетики

20 Июля 2009

Завершение весенней сессии в Госдуме было ознаменовано принятием в первом чтении сразу трех новых технических регламентов. Все они касаются энергетики - о безопасности электрических станций и сетей, о безопасности электроустановок и о безопасности высоковольтного оборудования.

К объектам регулирования отнесены ТЭС, ГЭС и АЭС, электростанции на возобновляемых источниках энергии, котельные, электрические и тепловые сети, электроустановки и высоковольтное оборудование, а также процессы их жизненного цикла. Требования к энергетическим объектам разбиты на две группы - общие, обязательные для всех, и дополнительные, распространяющиеся на конкретные их виды.

Оценивать, насколько соответствуют объекты новым требованиям, предполагается на всех важнейших стадиях их жизненного цикла - в форме государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, строительного надзора, согласования проектной документации, допуска в эксплуатацию и государственного контроля (надзора).

Что касается высоковольтного оборудования, то оно согласно проекту подлежит обязательной сертификации и государственному контролю на стадии обращения. Удивляет, однако, что в законопроекте о нем снова не нашлось места декларированию соответствия электрооборудования заявленным параметрам самим производителем. Может, от этой идеи отказались? Вовсе нет. Ведь при внесении в Госдуму к тексту регламента прилагалось обоснование, где прямо сказано: согласно требованиям закона о техническом регулировании "целесообразно расширить сферу применения декларирования соответствия". А это, по крайней мере не позволит снизить стоимость отечественной электротехники, а то и повысит ее (за сертификат следует платить), и затрудняет ввоз из-за рубежа (за признанием импортных подтверждающих документов надо опять-таки обращаться в российский орган по сертификации).

Настораживает и то, что принятие новых регламентов не сопровождается внесением изменений в смежное законодательство, в частности в Закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Это значит, что на модернизируемую отрасль по-прежнему будут распространяться требования тех документов, которые, по идее, с принятием новых технических регламентов должны были прекратить свое действие. В результате сохраняется дублирование многочисленных процедур, устанавливающих соответствие обязательным требованиям. Включая экспертизу промышленной безопасности, которая в разделах регламентов, посвященных формам оценки соответствия, почему-то даже не упоминается.

Если при доработке законопроектов ко второму чтению это дублирование не будет устранено, то отрасль к массиву прежних обязательств в нагрузку получит еще и новые. В такой ситуации говорить о результативности "расчистки" правового поля, повышении его прозрачности, а главное, упрощении правил хозяйственной деятельности просто не придется. Все будет с точностью до наоборот.

Похоже, что с новыми техрегламентами власти тянуть не намерены и в осеннюю сессию во втором и третьем чтении они будут приняты. Кроме всего прочего, это ускорит продвижение явно забуксовавшего законопроекта об энергосбережении и энергетической эффективности.

Поскольку один из регламентов распространяется и на тепловые сети, то есть надежда, что наконец сократятся чудовищные потери в российских трубопроводах, достигающие 25 процентов объема, начнется ощутимое обновление изношенного инвентарного парка высоковольтного электрооборудования, где крупные системные аварии в электрических сетях давно не редкость (потолок требований безопасности задан, а как ты будешь его выполнять, на что опираться и что использовать - твое дело).

В конечном счете ожидается, что техрегламенты стимулируют приток инвестиций в отрасль, появление технических и технологических инноваций.


Вернуться к списку новостей

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ