Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

Новые подходы к управлению и перспективам развития особых экономических зон (ГЧП)

30 Октября 2009

21 октября 2009 г. в Минэкономразвития России под председательством Министра Э.С. Набиуллиной состоялось совещание, посвященное новым подходам к управлению и перспективам развития особых экономических зон (ГЧП). В мероприятии приняли участие руководители 26 субъектов Российской Федерации, в которых уже созданы и функционируют особые экономические зоны, а также главы регионов, где рассматривается возможность  размещения площадок с льготным предпринимательским режимом.

«Практика показала, что за достаточно короткий период времени ОЭЗ стали востребованным и важным инструментом привлечения инвестиций в регионы», - отметила Министр во вступительном слове. На территории зон создаются современные производства, формируются центры по разработке конкурентоспособной продукции и развитию высокотехнологичных отраслей, организованы новые рабочие места. В результате анализа деятельности особых экономических зон, проведенного Минэкономразвития России, было выявлено, что в большинстве случае существует значительный потенциал повышения эффективности их работы.

В связи с этим уже подготовлены поправки в законодательство, которые  позволят повысить инвестиционную привлекательность механизма особых экономических зон для частных инвесторов. В технико-внедренческих зонах предполагается разрешить производство наукоемкой продукции, разработанной в этих зонах, снизить минимальный порог инвестиций (с 10 до 3 миллионов евро) для промышленно-производственных зон, что позволит привлечь дополнительных инвесторов. В портовых зонах расширен список видов разрешенной деятельности (включено производство морских, речных и воздушных судов), объём инвестиций резидентов при строительстве объектов инфраструктуры в порту снижен до 10 млн. евро (вместо 100 млн. евро в морском и 50 млн. евро аэропорту). Права и обязанности резидентов четко регламентированы. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации, второе чтение запланировано до конца года.

Также подготовлены предложения по оптимизации структуры управления. До настоящего времени система управления ОЭЗ включала в себя Минэкономразвития России (нормативно-правовое регулирование), РосОЭЗ и его территориальные органы (управление ОЭЗ), Наблюдательные советы ОЭЗ (контрольные и координирующие функции), а также ОАО «Особые экономические зоны» и его дочерние акционерные общества и филиалы (строительство объектов инфраструктуры). Проведенные исследования показали необходимость упрощения действующей системы управления, и перераспределения полномочий между Министерством, ОАО «ОЭЗ» и регионами.

Передача части функций от агентства и его территориальных органов Министерству и соответствующим территориальным органам ОАО «Особые экономические зоны» позволит изменить принципы инфраструктурного обеспечения площадок ОЭЗ. При этом мощности и параметры строящихся объектов будут максимально учитывать требования резидентов.

Ключевыми показателями развития ОЭЗ должны стать количество резидентов, объемы выпускаемой продукции, размер частных инвестиций, а также минимизация административных барьеров для инвесторов.

На совещании были предметно рассмотрены вопросы участия в управлении ОЭЗ региональных властей. «Возможность передачи части функций администрациям субъектов федерации при сохранении федерального контроля значительно стимулирует активность местных властей по развитию ОЭЗ. Опыт показывает что, положительные результаты демонстрируют именно те зоны, в обеспечении деятельности которых принимают активное участие  руководство субъектов», - сказала Министр, подчеркнув, что регионы должны получить больше прав в части создания и развития ОЭЗ (ГЧП), но и на них должно быть возложено больше ответственности за результаты работы зон.

Министр также сообщила, что  изменения в системе управления зонами направлены на повышение эффективности их дальнейшего развития, что позволит оперативно реагировать на потребности инвесторов-резидентов и снизить  расходы бюджетов всех уровней на строительство инфраструктуры зон. «Обязательства перед резидентами действующих особых экономических зон будут выполнены в полном объеме», - отметила Э.С. Набиуллина.

Обсуждая перспективы развития механизма особых экономических зон, Э.С. Набиуллина выразила уверенность в целесообразности распространения положительного опыта проектов ОЭЗ. Из анализа, проведенного Минэкономразвития России, следует, что ряд регионов готовы к созданию на своей территории новых зон с минимизацией федерального финансирования, передачей субъектам части функций по их управлению.

В заключении Министр отметила, что все предложения субъектов  по вопросу совершенствования работы ОЭЗ будут учтены,  Минэкономразвития окажет необходимую консультационную и методологическую поддержку регионам в подготовке  проектов создания новых ОЭЗ.

В Минэкономразвития России вопросы особых экономических зон курирует заместитель Министра О.Г. Савельев. В ближайшее время будет сформировано соответствующее структурное подразделение, подписаны документы по распределению полномочий между Министерством, ОАО «ОЭЗ» и регионами для оперативного решения текущих вопросов резидентов в зонах (ГЧП).

Источник: пресс-служба Минэкономразвития РФ


Вернуться к списку новостей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ