Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

О концессионных соглашениях



Ж.Р. Нигматуллина, старший консультант ООО «Лекс - Консалтинг»

Федеральный закон от 21.07.05 № 115-ФЗ "О концес­сионных соглашениях" (далее - Закон № 115-ФЗ) дей­ствует уже более года, однако каких-либо экономических выгод от него ни Российская Федерация, ни пред­принимательское сообщество пока не получили. Попробуем разобраться в причинах этого.

Более подробно получить информацию по концессионным соглашениям в отношении объектов ЖКХ Вы можете, обратившись в Отдел продаж по телефону (3452) 452-252 или gkh.lex@gmail.com

Закон № 115-ФЗ имеет целью привлечение инве­стиций в экономику Российской Федерации; обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений; повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям.

По концессионному соглашению одна сторона (кон­цессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владе­ния и пользования объектом концессионного соглаше­ния для осуществления указанной деятельности.

Объектом концессионного соглашения является недвижимость:

- автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в т. ч. мосты, путепро­воды, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств;

- объекты железнодорожного транспорта;

- объекты трубопроводного транспорта;

- морские и речные порты, в т. ч. гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

- морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ле­докольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

- аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

- объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

- объекты единой системы организации воздушного движения;

- гидротехнические сооружения;

- объекты по производству, передаче и распределе­нию электрической и тепловой энергии;

- системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в т. ч. объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов; объекты, предна­значенные для освещения территорий городских
и сельских поселений; объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

- метрополитен и другой транспорт общего пользова­ния;

-объекты, используемые для осуществления лечеб­но-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

- объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Указанный перечень носит закрытый характер.

Сторонами концессионного соглашения являются:

-концедент - Российская Федерация, от имени кото­рой выступает Правительство РФ или уполномочен­ный федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступаеторган государственной власти субъекта РФ, либо муници­пальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления; - концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Таким образом, с экономической точки зрения до­говор концессии представляет собой видоизмененный и узконаправленный вариант договора аренды с чрез­мерным императивным уклоном в защиту государст­венных интересов, жестко фиксирующий все риски на стороне концессионера.

Договор концессии не предоставляет потенциальным инвесторам каких-либо дополнительных коммер­ческих или юридических прав или дополнительной за­щиты интересов по сравнению с действующим законо­дательством.

По некоторым вопросам интересы инвестора могут быть защищены договором аренды значительно лучше, чем договором концессии. Поэтому весьма вероятно, что Закон № 115-ФЗ в его нынешнем виде неинтересен частным инвесторам.

В настоящее время на рассмотрении Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции находится проект Федерального закона № 299265-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "О кон­цессионных соглашениях" и некоторые законодатель­ные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях"» (далее - Законопроект). Суть предлагаемых изменений следующая.

Действующая редакция п. 7 ст. 3 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если кон­цессионным соглашением не установлено иное. Пред­лагаемое Законопроектом изменение позволит отнести продукцию и доходы концессионера только к его собственности, что устранит вероятность получения концедентом продукции и доходов концессионера, оставив концеденту возможность получения части продукции и доходов концессионера в виде концессионной платы согласно условиям концессионного соглашения.

При реализации норм Закона № 115-ФЗ на практи­ке может возникнуть необходимость участия на стороне концедента не одного, а не скольких лиц, например, как Российской Федерации, так и субъекта РФ. В связи с этим предлагается уточнить круг лиц, которые могут выступать от имени концедента при заключении кон­цессионного соглашения.

В Законопроекте предлагается расширить перечень условий концессионного соглашения за счет включения в него, в частности, порядка внесения изменений в концессионное соглашение и порядка разрешения споров по концессионному соглашению.

Кроме того. Законопроект определяет особенности и порядок предоставления концессионеру прав поль­зования и ограниченного пользования земельным участком и водным объектом.

Практическое применение Закона № 115-ФЗ также требует внесения дополнений в соответствующие статьи Налогового кодекса РФ, поскольку действующая редак­ция ст. 39 НК РФ не позволяет однозначно отнести передачу концедентом концессионеру объектов недвижи­мого имущества к операциям, не являющимся опера­циями по реализации товаров, работ и услуг. Предла­гаемое Законопроектом изменение позволит отнести передачу объекта концессионного соглашения кооперациям инвестиционного характера, которые не призна­ются реализацией у концессионера.

С внесением дополнения в ст. 251 НК РФ концессионер при определении налоговой базы налога на прибыль сможет не учитывать доходы в виде средств, полученных концессионером от концедента на компенсацию расхо­дов на создание и (или) реконструкцию объекта концес­сионного соглашения, а также на использование (экс­плуатацию) объекта концессионного соглашения.

Изменения, вносимые в ст. 374 НК РФ, обусловлены отсутствием в Кодексе положений, относящих к объекту обложения налогом на имущество организаций созданного и (или) реконструируемого имущества в соответствии с концессионным соглашением.

Наконец, Законопроектом предусматривается вне­сение изменений в Гражданский кодекс РФ. Поскольку все сделки с недвижимым имуществом на срок более одного года подлежат государственной регистрации, представляется целесообразной государственная ре­гистрация самих концессионных соглашений с целью их учета.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну пробле­му, которая может быть обнаружена при практической реализации Закона № 115-ФЗ. Экономический смысл концессий заключается в том, что они составляют альтернативу приватизации. Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, при приватизации передается в частную собственность, а при концессии - во временное (хотя и длительное) владение и пользование концессионеру, но при этом остается в государственной или муниципальной собст­венности.

Государство уделяет приватизации серьезное внима­ние. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муни­ципального имущества" приватизация осуществляется на плановой основе. По согласованию с субъектами РФ разрабатываются прогнозные планы (программы) приватизации, которые после утверждения Правительством РФ направляются в Государственную Думу одновременно с проектом Федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых документов и материалов. Од­нако в отношении концессионных объектов в Федеральном законе № 115-ФЗ такой порядок не преду­смотрен. Видимо, предполагается, что будет действовать остаточный принцип при выборе объектов для концессионных соглашений.

Желательно включить в Закон № 115-ФЗ норму о том, что передача государственного и муниципального имущества на основе концессионных соглашений применяется в соответствующих случаях вместо приватизации. При этом должны составляться прогнозные планы (программы) предоставления на основе концессионных соглашений объектов государственной и муниципальной собственности. В таком случае выбор объектов будет не случайным, а скоординированным с точки зрения социально-экономического развития страны, в частности - с точки зрения проведения про­мышленной политики государства.

Кроме того, законодательство о концессиях имеет следующие недостатки:

- не полностью урегулированы вопросы, затрагивающие исключительные коммерческие права концессионера на объект концессии, а также права третьих лиц на ведение предпринимательской деятельно­сти на территории объекта концессии;

- не предусмотрено получение концессионером платы за эксплуатацию объекта от третьих лиц;

- нет механизмов реализации Закона.

Практика заключения концессионных соглашений по указанным причинам отсутствует.

По прогнозам специалистов Минэкономразвития России, реальные инвестиции в российскую экономику в рамках концессионных соглашений возможны в 2007 г, В этой связи хотелось бы надеяться на скорейшее принятие указанных нормативных правовых документов, которые позволят Федеральному закону от 21.07.05 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" работать на экономические интересы нашей страны.



Вернуться к разделу публикаций специалистов

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ