Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

О необходимости приватизации Муниципальных предприятий ЖКХ



Н.В. Сандалова, исполнительный директор ООО "Лекс-Консалтинг"

Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Россий­ской Федерации на 2007-2008 годы (далее - Комплекс мероприятий) непосредственно связан с деятельностью Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с целью обеспечения высокого качества содержания жилищного фон­да и предоставления доступных коммунальных услуг.

смотрите юридические услуги по приватизации муниципальных предприятий ЖКХ

Рассмотрим такие основные задачи, предусмотренные Комплексом мероприятий, как проведение приватизации муниципальных предприятий и учреждений, действующих в сфере управления и обслужива­ния жилья, а также государственных унитарных предприятий, являющихся организация­ми коммунального комплекса, имеющих отрицательный финансовый результат.

Следует отметить, что необходимость преобразований муниципальных унитарных предприятий не вполне очевидна. С одной стороны, приватизация не гарантирует уменьшения долгов предприятий, повышения уров­ня собираемости платежей населения, улучшения состояния обслуживаемых инженерных сетей, но с другой стороны, улучшить результаты деятельности предприятий ЖКХ, ничего не меняя в системе их работы, невозможно.

Муниципальные унитарные предприятия как коммерческие организации фактически не являются инструментом ведения бизнеса. Их назначение тесно связано со статусом собственника - органа местного самоуправления, который чаще всего заинтересован в решении вопросов местного значения, а не в получении прибыли от своих предприятий. МУП как форму организации используют преимущественно в убыточных и (или) неконкурентных сферах, поскольку правовой статус организации и правовой режим использования имущества позволяют органам местного самоуправления решать вопросы местного значения. Однако государственная политика направлена на создание в сфере ЖКХ рыночных отношений, следовательно, возникает потребность в качественном из­менении участников данных отношений, т. е. предприятий ЖКХ. Каким же основным тре­бованиям должны отвечать обновленные участники рыночных отношений в ЖКХ (в отличие от муниципальных унитарных предприятий)?

Прежде всего необходимо наличие коммерческой гибкости и инвестиционной привлекательности. При этом новые участники рыночных отношений должны сохранить преимущество прежней формы - контроль со стороны органов местного самоуправле­ния. Это вызвано тем, что органы местного самоуправления в любом случае обязаны организовать на территории муниципального образования предоставление коммунальных услуг, а также обеспечить отбор управляющих организаций для многоквартирных домов.

Коммерческая гибкость

Нельзя не отметить ограничений, препятствующих дальнейшему развитию муниципальных предприятий как эффективной формы хозяйствования. Муниципальные унитарные предприятия в ЖКХ создаются для решения социальных задач - обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами по минимальным ценам. Виды деятельности, которыми они могут заниматься, строго ограничены уставом предприятий (это так называемая специальная правоспо­собность). Имущество, которое может находиться на праве хозяйственного ведения у муниципальных предприятий, строго ограничено. Если свести воедино все указанные ограничения, то получается, что МУП в ЖКХ может обслуживать жилищный фонд, а также оказывать коммунальные услуги, соответс­вующие полномочиям муниципального образования (муниципальный район – электро- и газоснабжение; поселения - электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом) по минимальным (регулируемым) це­нам. Очевидно, что финансовый результат в этом случае вряд ли окажется положительным, особенно если учитывать практику утверждения тарифов на коммунальные услу­ги ниже себестоимости, которая, в свою очередь, формируется в отсутствие стимула предприятия к снижению затрат.

Получение  муниципальными предприятиями ЖКХ прибыли представляется возможным в связи со сле­дующими действиями, показанными на диаграмме:

- увеличением доходов по основной дея­тельности ;

- снижением расходов по основной деятельности (на схеме обозначены буквой Р);

- осуществлением дополнительных видов деятельности, доходы от которой (на схеме обозначены Д1) позволят покрыть разницу между доходами и расходами по основным видам деятельности. Следует отметить, что для выполнения данных мероприятий перед муниципальными предприятиями встает значительное количество препятствий. Например, МУП ЖКХ, расположенное в сельской местности, преимущественно занимается предоставлением коммунальных услуг. Рост доходов по данным видам деятельности возможен за счет увеличения тарифа или количества потребителей. В связи с тем, что количество потребителей имеет тенденцию скорее к сокращению за счет перехода на автономные источники, а тарифы утверждаются преимущественно на прежнем уровне, с небольшим увеличением до предельного уровня один раз в год, рост доходов по основным видам деятельности представляется маловероятным.

Снижение расходов достигается в ос­новном за счет оптимизации производственного процесса: повышения эффективности работы персонала, увеличения КПД работы оборудования, снижения количества аварий и сбоев. Стимулом для снижения расходов часто становится заинтересованность руководящего состава в экономии. Однако действующая система утверждения тарифов такова, что увеличение расходов в большей мере способствует росту доходов предприятий, нежели стимулирует к снижению рас­ходов.

Если же говорить о возможности осущест­вления дополнительных видов деятель­ности, которые позволят перекрыть разницу между доходами и расходами по основным видам деятельности, то здесь для муници­пальных предприятий имеются серьезные правовые ограничения. Во-первых, дополнительный вид деятельности должен быть записан в уставе предприятия, поскольку, как уже было отмечено, муниципальные предприятия имеют специальную правоспособность, т. е. вправе заниматься только теми видами деятельности, которые записаны в его уставе. Во-вторых, имущество, приобретаемое для выполнения данного вида деятельности, должно соответствовать видам имущества, которое допускается иметь в муниципальной собственности. И самое главное требование уже к самому дополнительному виду деятельности - это доходность, поскольку затраты на ее осуще­ствление должны покрываться и приносить доход, обеспечивающий покрытие разницы между доходами и расходами по основным видам деятельности. В качестве примера можно привести строительство или капиталь­ный ремонт тепловых и водопроводных сетей в соседних муниципальных образованиях.

Внешняя среда организаций ЖКХ, как и вообще бизнес-среда, постоянно изменя­ется, а гибкое реагирование на эти измене­ния для муниципальных предприятий огра­ничивается специальной правоспособностью и составом имущества. То есть отсутствует так называемая коммерческая гибкость. Именно в этом ракурсе мы можем увидеть серьезное различие между МУП ЖКХ и ОАО ЖКХ. В частности, акционированное (прива­тизированное) предприятие, сохраняя преж­ний кадровый состав и материально-техническую базу, а также прежнего учредителя, полностью освобождается от ограничений по видам осуществляемой деятельности и со­ставу имущества. Таким образом, у него появляется право использовать все возмож­ности, предоставляемые внешней средой, для получения доходов, в т. ч. осуществлять неограниченное количество видов дополни­тельной деятельности, приносящей прибыль.

Инвестиционная привлекательность

Сегодня перед муниципальными обра­зованиями поставлена задача: привлечь в сектор ЖКХ частные инвестиции. Понятно, что инвестор вкладывает деньги в бизнес и желает иметь гарантии их возврата с процентами. ЖКХ с его постоянно изнашивающимися коммуникациями является "черной дырой" для инвестиций. В то же время постоянный финансовый поток, который вращается в этом секторе экономики, является привлекательным и в некотором смысле гарантирует возвратность вложенных средств.

Какой же способ инвестирования в боль­шей степени гарантирует возврат вложенных средств? Очевидно, что вкладывать деньги в муниципальные предприятия частный инвестор не будет по причине отсутствия каких-либо гарантий. Имущество предприятий находится в муниципальной собственности и может быть выведено в критический момент. Кроме того, нет никаких инструментов для вхождения в учредители предприятия. Унитарность муниципальных предприятий означает, что их имущество неделимо и при­надлежит единственному собственнику -органу местного самоуправления.

Таким образом, сравнение выявляет ог­ромную разницу между МУП ЖКХ И ОАО ЖКХ сточки зрения инвестиционной привлекательности. ОАО позволяет инвестору войти в состав участников общества, получив свою долю акций как гарантию влияния на эффективное использование вложенных инвестиций. В то же время орган местного самоуправления, сохраняя за собой контрольный или блокирующий пакет акций, обеспечивает решение вопросов местного значения.

Подводя итоги, отметим, что необходимость приватизации (акционирования) муниципальных унитарных предприятий ЖКХ связана с реализацией государственной политики по переходу отрасли к рыночным отношениям. Это позволяет обеспечить возможность вывода организаций ЖКХ на безубыточный и рентабельный уровень функционирования.



Вернуться к разделу публикаций специалистов

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ