Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Определение целей приватизации и реструктуризации предприятий ЖКХ



Н.В. Сандалова, исполнительный директор ООО «Лекс-Консалтинг»

И.Е. Тюшляева, консультант

 "Попытки приватизации нами уже предпри­нимались, но конечного результата пока не достигнуто. Причин тому много: это неопреде­ленность и непрозрачность результатов прива­тизации, отсутствие знаний и навыков для фор­мулировки целей приватизации и путей их дос­тижения. По сути, неясность задач - главный тормоз приватизационных процессов".

Смотрите наши услуги в сфере юридического консалтинга и консультирования

А. Зайцев,

зам. главы администрации

Калининградской области

Ситуация, описанная в цитате, заставляет серьезно задуматься над целями и задачами реформирования предприятий. Это положение основывается на простой логике: опре­делить, достигнут ли результат наших действий, можно только в том случае, если мы предварительно имели видение результата, т. е. ставили перед собой какую-то цель. Во всех остальных случаях оценить эффективность своих действий практически невозможно, поскольку не с чем сравнить полученный результат. Например, если мы строим дом, то предварительно рисуем чертеж. Он является видением результата наших действий, т. е. целью. Когда строительство закончено, мы можем сравнить дом на чертеже и в натуре. Результат сравнения будет оценкой эффективности строительства дома. Та же логика действует в отношении приватизации и реструктуризации предприятий ЖКХ.

Постановкой целей в процессе приватизации должен заниматься собственник имущества, поскольку изменения происходят, в первую очередь, в его зоне ответственности и задевают его интересы. Именно собственник при проведении приватизации берет на себя основные риски. Непосредственное управление текущей деятельностью предприятия находится в руках руководителей муниципальных предприятий ЖКХ, поэтому они должны полностью принимать и поддерживать цели собственника. Особенно это актуально в случаях акционирования, когда организация, пройдя через серьезные организационные и правовые изменения, должна начать более эффективное функционирование. При этом успех во многом зависит от лидерских и управленческих навыков руководителя организации, а также от согласованности целей и задач в отношении с основным (а вначале - с единственным) акционером - муниципальным образованием.

Рассмотрим цели приватизации собственников муниципального имущества - будущих акционеров:

- касающиеся изменения эффективности деятельности приватизируемых предприятий (например, повышение эффективности деятельности предприятий, содействие процессу финансовой стабилизации,
оздоровление приватизируемых государственных предприятий, усиление мотивации труда и хозяйственной мотивации работающих, повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности, привлечение инвестиций);

- касающиеся увеличения доли частного бизнеса в ЖКХ (например, формирование широкого слоя частных собственников; повышение эффективности работы частного бизнеса);

- создание конкурентной среды;

- наполнение бюджета (например, попол­нение федерального бюджета и бюджета субъектов РФ);

- повышение эффективности управления объектами ЖКХ {например, увеличение эффективности их использования, по­вышение уровня управляемости объектов, передача государственной собст­венности эффективному собственнику, развитие объектов социальной инфра­
структуры за счет средств от приватизации).

Перечень и приоритетность целей приватизации определяются основными на­правлениями развития отрасли, утверждаемыми на федеральном уровне. Если раньше первоочередной целью приватизации явля­лось наполнение бюджетов, поскольку остро стоял вопрос их дефицита, то сегодня на первое место поставлено развитие конку­рентных отношений в ЖКХ, связанное с повышением эффективности деятельности предприятий. Например, в докладе Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Яковлева на заседании Правительства РФ по теме "Реформа жилищ­нокоммунального хозяйства" от 19 октября 2006 г. была озвучена одна из задач -завершение приватизации всех нерентабельных МУПов в 2007 г.

Если брать шире и рассматривать не только приватизацию, но и реструктуризацию (реформирование) предприятий, то орган местного самоуправления как собственник может ставить перед собой следующие цели:

- приведение предприятия в соответствие с собственными ожиданиями (как собственника имущества);

- повышение инвестиционной привлекательности предприятия.

Рассмотрим эти цели подробнее.

Приведение предприятия в соответствие с ожиданиями собственников

Обобщенно цели собственника могут быть описаны комплексом ожиданий, в рам­ках которого выделяются следующие:

- финансовые, определяющие доходность и последующую стоимость предприятия.
Например, орган местного самоуправле­ния вправе ожидать от своего предприятия определенного размера рентабель­ности или хотя бы безубыточной деятель­ности;

- системные, определяющие эффектив­ность созданной собственником структуры, отлаженность бизнес-процессов,
совершенство самого "механизма" предприятия. Например, МУП ЖКХ как собственник вправе ожидать эффективного управления предприятием со стороны директора (все находится под его управляющим воздействием), а также эффективного оказания услуг (порядок работы всех специалистов максимально эффективен и минимально затратен);

- морально-этические, определяющие позицию предприятия по отношению к окружающему миру и внутренней социальной среде, отражающие представления собственника об эффективном и правильном устройстве мира. Например, если орган местного самоуправления как собственник стоит на позиции "клиент всегда прав", то соответствующие ожида­ния будут направлены на деятельность МУПа по отношению к его клиентам.

Очевидно, что все три типа ожиданий собственников глубоко индивидуальны и должны рассматриваться как основной элемент при определении направления реструктуризации компаний.

Ожидания - это очень обобщенная модель, то, что в менеджменте называется видением и может выражаться в нескольких предложениях, т. е. образ, содержащий общие принципы.

Приведем примеры целей по ожиданиям собственников:

- цель по финансовым ожиданиям: выход на уровень безубыточности деятельности по результатам деятельности за год;

- цель по системным ожиданиям: обеспечение максимальной мобильности производственных ресурсов при их строгом учете и возможности перераспределения из управляющего центра;

- цель по морально-этическим ожиданиям: удовлетворение потребностей клиентов в высоком качестве жилищно-коммунальных услуг.

Повышение инвестиционной привлекательности предприятия

Правовая природа муниципального уни­тарного предприятия не предполагает воз­можности вхождения в него инвестора-парт­нера, поскольку уставный капитал предпри­ятий является неделимым и принадлежит муниципальному образованию. С этой точки зрения акционирование предприятия путем перевода в другую организационно-право­вую форму, которая позволяет инвесторам участвовать в ее капитале, повышает инве­стиционную привлекательность предприятия и косвенным образом - инвестиционную привлекательность отрасли ЖКХ.

В заключение хотелось бы отметить, что постановка цели задает желаемый образ (цель) изменений. В зависимости оттого, что мы хотим получить в качестве конечного результата, определяем всю стратегию дей­ствий, шаги по достижению цели. Это можно сравнить с картой, на которой отмечаем точку, куда хотим дойти, и потом проклады ваем маршрут. Без постановки цели мы не сможем принять эффективное решение о выборе способа реформирования предприятий, поскольку оценка эффективности того, что мы получим, будет зависеть от того, что мы хотели получить (т. е. от желаемого об­раза).

Цель выполняет функцию ориентира тогда, когда обладает следующими качествами:

- максимальной конкретностью и ясностью, т. е. однозначностью восприятия ее все­ми: руководителем реформируемого предприятия, главой муниципального образования и руководителями структурных подразделений администраций муниципальных образований, которые будут осуществлять контроль за эффективностью деятельности предприятия;

- измеримостью. Орган местного самоуправ­ления и руководитель реформируемого предприятия должны определить показа­тели, по которым будет оцениваться деятельность предприятия, и задать их значе­ния. Например, если в качестве цели обо­значено повышение эффективности дея­тельности предприятия, то показателем эффективности будет, к примеру, рентабельность со значением не менее 15%;

- достижимостью с точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми распо­лагает предприятие. Например, если для достижения цели требуется значительный объем инвестиций, а инвестора нет и не предвидится, то такую цель вряд ли мож­но считать достижимой;

- реалистичностью и уместностью в данной ситуации, т. е. нужно поддерживать баланс с другими целями и приоритетами.

Срок или точный период выполнения - одна из главных составляющих цели.



Вернуться к разделу публикаций специалистов

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ