Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Концессия (Концессионное соглашение) в ЖКХ: успех на старте



ЖКХ Энергетики и региона №1-2 (137) Январь, февраль 2010

КОНЦЕССИЯ В ЖКХ: УСПЕХ НА СТАРТЕ

Жанна Нигматуллина, старший консультант ООО «Лекс-Консалтинг», направление "Развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ и энергетике"

Смотрите наши услуги в сфере концессий, концессионных соглашений

В настоящее время, выполняя важнейшие социальные функции, ре­гиональные власти и органы местного самоуправления озабочены выбором правовой формы использования муни­ципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструк­туры. Несмотря на многообразие форм государственно-частного партнерства, принятый 21 июля 2007 года Федераль­ный закон «О Фонде содействия рефор­мированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ предписывает на­личие на территории муниципального образования коммерческих органи­заций коммунального комплекса с до­лей участия в уставном капитале субъ­ектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем 25 (двадцать пять процентов) осу­ществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, теп­ло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилиза­ции (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммуналь­ной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению.

Государственно частное пар­тнерство не получило должного рас­пространения на практике, несмотря на то, что оно является эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса для решения со­временных проблем общества. В нем нуждается региональная экономика в связи с коренными изменениями в методах, используемых государствен­ными и муниципальными органами власти, требующими объединения уси­лий с бизнесом для решения проблем граждан. Частный бизнес и государ­ство все активнее начинают вступать в сотрудничество в поисках новых путей решения задач общества на условиях партнерства. Вместе с тем, развитие государственно частного партнер­ства на основе создания эффективных институтов взаимодействия бизнеса и государства, пока слабо используется в качестве инновационного инстру­мента, способного повлиять на эконо­мический рост и качество жизни рос­сиян.

Развитие государственно частно­го партнерства в регионах сдерживается административными барьерами, от­сутствием высококвалифицированных кадров, слабо способствует финанси­рованию стратегических социальных программ и инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций, не обеспечивает эффективное исполь­зование концессионных и лизинговых и механизмов.

Вместе с тем, в мировой практике хозяйствования, адаптируемой к рос­сийским условиям, широко использу­ются возможности государственно -частного партнерства на основе таких инструментов взаимодействия бизне­са и государства, как концессионные соглашения; реализация кластерной политики на региональном и муници­пальном уровнях управления; исполь­зование финансовых институтов, в первую очередь, государственных бан­ков развития, для привлечения долго­срочных инвестиций в приоритетные сферы региональной экономики.

Напомним, что концессия это со­глашение, по которому одна сторо­на (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструиро­вать определенное этим соглашени­ем недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадле­жит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (экс­плуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объек­том концессионного соглашения для осуществления указанной деятельно­сти.

В качестве примера успешного проекта по внедрению механизма концессионных соглашений в ЖКХ можно привести работу органов местного самоуправления города Когалыма, которые в апреле 2009 года заключили два концессионных со­глашения в отношении имуществен­ных комплексов теплоснабжения и водоснабжения города. В конце 2008 года специалисты Консалтинговой группы «Лекс» были приглашены в город Когалым с целью проведения диагностики состояния теплоснабже­ния города Когалыма и разработки Плана реформирования ЖКХ муници­пального образования, нацеленного на выполнение условий 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Согласно одному из главных условий выделения муниципально­му образованию финансовой под­держки за счет средств Фонда органы местного самоуправления должны организовать на территории муници­пального образования деятельность коммерческих организаций комму­нального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Рос­сийской Федерации и (или) муници­пальных образований не более чем 25 процентов, осуществляющих про­изводство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабже­нию, водоотведению, очистке сточ­ных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захо­ронения) твердых бытовых отходов. При этом организации при осущест­влении своей деятельности должны использовать объекты коммунальной инфраструктуры по договору аренды, концессионному соглашению или на праве частной собственности. В рам­ках проекта по выполнению условий 185-ФЗ специалистами КГ «Лекс» были проведены следующие мероприятия:

  • оценка возможности реорганиза­ции существующего МУП ГТС;
  • разработка нормативно-правовой базы для привлечения частного опера­тора;
  • оценка возможности внедрения концессионного механизма на терри­тории муниципального образования;
  • консультационное сопровожде­ние подготовки, заключения и испол­нения концессионного соглашения.

В результате была выбрана частная коммерческая организация комму­нального комплекса, осуществляющая производство товаров, оказание услуг по теплоснабжению и эксплуатирую­щая объекты коммунальной инфра­структуры (муниципального имуще­ства) по концессионному соглашению в соответствии с условиями Фонда содействия реформированию ЖКХ. А полученные консультации и разрабо­танные документы, необходимые для заключения концессионного согла­шения, позволили органам местного самоуправления самостоятельно про­вести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отно­шении системы водоснабжения г. Когалыма.

В настоящее время концессионер ООО «Городские Теплосети» при под­готовке объектов к отопительному сезону разработал и планомерно вы­полнил «Мероприятия по подготовке объектов жилищно-коммунального хо­зяйства г. Когалыма к работе в осенне-зимний период 2009-2010 гг.».

На сегодняшний день выполнены следующие работы:

  • замена 2,234 км. теплосетей в минераловатной изоляции на стальные трубы в тепловой изоляции из пенопо­лиуретана в полиэтиленовой оболочке полной заводской готовности;
  • капитальный (3  шт.) и текущий ремонт (4 шт.) котлов, котельного оборудования, на других котельных про­должаются ремонтные работы;
  • текущий ремонт технологическо­го оборудования, включающий в себя ревизию запорной арматуры, текущий ремонт насосных агрегатов, вентилято­ров, дымососов, экономайзеров и т.д.

специализированной организаци­ей  ведется обследование аварийных источников электроснабжения, по во­просу их дальнейшей реконструкции.

Разработана и утверждена реше­нием Думы г. Когалыма от 29.06.09 г. № 398-ГД «Инвестиционная программа общества с ограниченной ответствен­ностью «Городские Теплосети» по ре­конструкции, модернизации и разви­тию системы теплоснабжения города Когалыма на 2009-2020 гг.». Ключевы­ми моментами программы являются;
обеспечение бесперебойного те­плоснабжения абонентов при сниже­нии затрат на энергоносители;
внедрение систематического кон­троля расхода тепла абонентами, со­кращение неучтенного расхода тепло­вой энергии;
сокращение потерь тепла путем проведения реконструкции сетей те­плоснабжения города

К основным мероприятиям Инве­стиционной программы относятся:

  • реконструкция тепловых сетей го­рода с установкой АИТП 24,6 км;
  • строительство котельной мощно­стью 52,5 Гкал/час;
  • реконструкция и модернизация энергохозяйства городских котельных с внедрением частотного привода на сетевые насосы и диспетчеризация;
  • модернизация нефтяного хозяй­ства;
  • реконструкция аварийных источ­ников электроснабжения.

Своевременный и качественный ремонт тепловых сетей и надлежащее техническое содержание всего спе­циального оборудования котельных позволят осуществить надежную экс­плуатацию и бесперебойное тепло­снабжение всех производственных и социально-бытовых объектов и жи­лищного фонда города.

В течение отопительного сезона в городе Когалыме не зарегистрировано аварийных ситуаций, связанных с пре­кращением теплоснабжения потреби­телей, что особенно важно в условиях Крайнего Севера.

В заключение хотелось бы отме­тить, что в действительности механизм концессии в ЖКХ работает и работает хорошо, и самое главное, что финансо­вое бремя на потребителя не увеличи­лось, а осталось на прежнем уровне, и концессионер при подаче документов в РЭК смог обосновать сохранение тарифа в том же размере. А органам местного самоуправления, которые только задумываются об использова­нии концессионных соглашений, хо­чется пожелать успешного старта.



Вернуться к разделу публикаций специалистов

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ