СЭС, налоговая, милиция… Нет, соваться в госнишу — себе дороже.
По данным Минрегионразвития, озвученным его главой Владимиром Яковлевым, уже в 1995 году собираемость платежей населения выросла до 93%. И пока остается высокой. Сложилась уникальная ситуация: система ЖКХ находится в критическом состоянии, фонды изношены более чем на 60%, около 30% составляют потери. Кредиторская задолженность к 2005 году превысила 325 млрд. рублей. Впрочем, в 2006-м она немного снизилась — до 307 млрд. Но все равно остается не совсем понятным: как 93-процентная собираемость платежей увязывается с более чем 300 млрд. рублей долга предприятиям ЖКХ. Ну да ладно — грешно сомневаться в расчетах опытных специалистов. Если говорят, что тенденция наметилась позитивная, значит, так и есть. Старый ворон мимо не каркнет.
А вот директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен: больше трети денежных средств, поступающих в ЖКХ, разворовывается. Частные УК практически никак не проверяются. В итоге зафиксировано несколько серьезных аварий в результате неправильной эксплуатации тепловых и газовых сетей. Так, например, в Челябинске из-за вопиющей халатности управляющей компании произошла серьезная авария с человеческими жертвами. Есть случаи откровенного мошенничества. И стоит ли после этого удивляться, что население все чаще отказывается от коммунального “варяга” в пользу местного ДЕЗа: обслуживают убого, зато свои, знакомые.
Мама, нас лечат не те врачи…
Законодательные инициативы, направленные на восстановление полуразрушенного ЖКХ, до последнего времени, как правило, были именно теми “припарками” из поговорки. В этой части коммунальной реформы до последнего времени царил полный беспорядок. Например, если управляющая организация существует в такой форме, как она заявлена в законе, она обязана обеспечить 100% предоплаты поставок коммунальных ресурсов. Но в реальности-то сделать этого не может, так как уставный капитал у нее всего лишь 10 тысяч рублей. Предложено три варианта управления ЖКХ: либо “рулят” сами жильцы (что нереально), либо ТСЖ (не имеют полномочий по целому ряду других законов), либо управляющая компания (в число которых не рвется ни один здравомыслящий предприниматель). И если жильцы игнорируют все три варианта, то за дело берутся местные чиновники, и в жилмассиве продолжает хозяйничать ДЕЗ или ЖЭК.
Впрочем, если в жилищной части реформы наблюдается достаточно неоднозначная ситуация, то в сфере коммунальной все уже практически в шоколаде. На рынке энергодилеров появляются новые игроки. Более 25 процентов этого рынка уже в частных руках, а в сфере теплоснабжения — так и вовсе более 50%. Потому как хлопот здесь гораздо меньше, а денежки текут. И вряд ли стоит уточнять, что основные “новички” здесь имеют отношение к газовым или энергетическим монополистам, известным на всю страну.
Константин НОВИКОВ
22.03.2007
Вернуться к разделу статей