Источник: Малый бизнес в ЖКХ
Есть миф, что в жилищнокоммунальной сфере все обваливается и все нищие. Есть предприятия, опыт которых показывает, что и на коммунальном обслуживании можно неплохо заработать и продемонстрировать хороший результат.
В Петербурге действует около 20 управляющих компаний, занимающихся коммунальным обслуживанием домов, в частности «СТАКС», АНО МСР, ОРГТЕХРЕМСТРОЙ (дочернее предприятие ЛенспецСМУ), ПРОКСИ и др.
Сейчас возможный простор для деятельности — это 2 тысячи домов ТСЖ и ЖСК, то есть 14 % от общего числа жилых домов в Петербурге.
«Сейчас конкурировать на этом рынке очень сложно. Так, если государственные предприятия, которые финансируются за счет средств бюджета, получают 5 руб. 90 коп. с 1 кв. м обслуживаемой площади, то частные только 1 руб. 87 коп., — говорит генеральный директор управляющей компании “СТАКС” Евгений Пургин. — Однако с передачей домов от обслуживания госпредприятиями в частные руки количество компаний должно возрасти. По оценкам специалистов, для Петербурга необходимо как минимум 200 управляющих компаний».
Шаг 1. Регистрация
Компания, занимающаяся коммунальным обслуживанием, может регистрироваться как ООО, ЗАО. В этом виде бизнеса придется получать много лицензий. Это дело хлопотное и долгое. На оформление лицензий уходит около полугода. Одна из наиболее сложных для получения — лицензия на вывоз мусора. Компании говорят, что только на переоформление лицензии уходит больше года.
«Мы занимаемся комплексным коммунальным обслуживанием с 1997 года, — говорит генеральный директор управляющей компании “СТАКС” Евгений Пургин. — Сейчас мы обслуживем 100 жилых домов. Это 1/20 рынка. Помимо жилых домов обслуживаем объекты РУВД, универсамы, магазины, рестораны и др.».
Шаг 2. Помещение
Для организации диспетчерской и помещения для персонала необходимо найти помещение. На первых порах подойдет помещение площадью около 40 кв. м. Это может быть колясочная в домах или другое подобное помещение. Можно ориентироваться на плату 5 долл. в месяц за 1 кв. м. Бухгалтер может работать дома. Потом, когда фирма расширится и возьмет на обслуживание дома в различных районах, придется организовать участки поближе к обслуживающим объектам.
«Мы начали работать с 4 домов и довольно быстро набрали достаточное количество клиентов, — говорит Евгений Пургин. — Сейчас у нас организованы участки в Красногвардейском, Фрунзенском, Кировском районах. Центральная диспетчерская служба базируется на Васильевском острове. Для обслуживания разрозненных объектов в разных концах города также созданы мобильные группы».
Шаг 3. Затраты
Для организации бизнеса необходимо от 70 до 200 тыс. долл., которые придется вложить в течение 0,5–1 года. Основные затраты — это зарплата, закупка инвентаря и оргтехники, аренда помещения.
Инвентарь для дворников — тряпки, метла, косилки, лопаты. Для сантехники — ключи, электроинструмент. На инвентарь нужно от 2 тыс. долл. На первое время можно найти работников со своим инвентарем.
«Если вложили 70 тыс. долл., взяли на обслуживание порядка 10 домов, то вложения окупятся примерно через 1 год. Прибыль составит примерно 5 % от выручки. Если вы обслуживаете 100 тыс. кв. м, то после выплаты налогов и др. останется 10–15 тыс. рублей. Таким образом, чтобы увеличить прибыль, нужно набрать больше клиентов», — считает Евгений Пургин.
Евгений Пургин говорит, что рентабельно обслуживать жилищный фонд площадью не менее 200 тыс. кв. м или примерно 40 стоквартирных домов.
Шаг 4. Персонал
Главное в этом виде бизнеса — это кадры. На зарплату персонала нужно от 4 тыс. долл. в месяц. «Обязательно нужен хороший инженер, лучше всего специалист из жилищной системы. Потому что специфика разная у жилых домов и производственных предприятий, — говорит Евгений Пургин. — Нередко сам собственник имеет в этой сфере солидный опыт и сам работает в качестве директора и инженера».
Если фирма будет заниматься только техобслуживанием, то нужны сантехники, электрики, плотники и др. В Петербурге отмечается дефицит квалифицированных кадров в этой сфере.
Для организации круглосуточной диспетчерской службы нужно 4 диспетчера. Но можно пойти иным путем и не создавать аварийную службу. В этом случае клиенты заключают договор с какойлибо другой аварийной службой. «Но, как правило, такое сочетание, когда одна организация обеспечивает аварийные работы, а другая техническое обслуживание, действует не очень хорошо. Периодически возникают споры — аварийщики приезжают, им не открыть дверь, они ее взламывают и т. д. Это сложно. Лучше, чтобы все это делала одна организация», — рассказывает Евгений Пургин.
Шаг 5. Клиенты
Для увеличения масштабов фирмы необходимо организовать службу, которая будет заниматься поисками клиентов.
«Нужно уметь договариваться с председателями ЖСК и ТСЖ. Работа с такими клиентами имеет свою специфику, — считает Евгений Пургин. — Нередко в качестве председателей выступают не специалисты в жилищной сфере. Как правило, председатели — это пенсионеры, люди старшего возраста. Перегоревшая лампочка для них иногда важнее, чем вышедшая из строя проводка, от которой может возникнуть пожар во всем доме. Они боятся за свое место и не хотят вникать в проблемы. Но если они объявят своим жильцам, что нужно собрать деньги на замену проводки или какието другие работы, то их потеснят с места. Это сложность нашего рынка».
Расходы на создание управляющей компании по обслуживанию жилых домов
Регистрация, получение лицензий и др. — от 2 тыс. долл.
Зарплата — около 50 тыс. долл.
Инвентарь — от 2 тыс. долл.
Аренда помещения — 200 долл. в месяц.
Вернуться к разделу статей