Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

ЖКХ. Формирование и учет имущества казны муниципальных образований



Источник: ЖКХ, № 12, 2006, часть 1


Автор И.В. Беренштейн,
председатель правления НП "Центр перспективного развития",
зам. генерального директора, партнер ООО "Лекс-Инвест Аудит"

Вопрос формирования и учета имущества казны муни­ципальных образований приобрел особую актуальность на фоне широко развернувшихся реформ госу­дарственной и муниципальной собственности, мест­ного самоуправления и жилищно-коммунального хо­зяйства.

Использование на протяжении десятилетий права хозяйственного ведения и оперативного управления в целях организации управления государственной и муниципальной собственностью изжило из практики публично-правовых образований такое понятие, как учет имущества в государственной (муниципальной) казне. На протяжении многих лет балансовый учет государственного и муниципального имущества осуществлялся унитарными предприятиями и учреждениями. При этом собственник порой даже не задумывался о том, на каком праве предприятие или учреждение вла­деет данным имуществом и на каком основании числит его на своем балансе, поскольку имущество передава­лось предприятию или учреждению не на каком-либо вещном или обязательственном праве, а просто "на баланс". Внимание органов государственной власти и местного самоуправления было сосредоточено на бюджете соответствующего публично-правового обра­зования, в то время как бюджет является всего лишь составной частью его казны.

Другую часть казны публично-правового образо­вания согласно СТ. 214, 215 ГК РФ составляет нераспределенное (т. е. не переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление) государственное или муниципальное имущество. Проблема учета имущества в казне публичного образования сущест­вует повсеместно, с ней неизбежно сталкиваются в тех регионах, где происходит передача в казну объек­тов коммунальной инфраструктуры вследствие ликви­дации унитарных предприятий или их приватизации без включения в состав приватизируемого имущест­венного комплекса технологической части основных фондов. Порой дело доходит до абсурда. Это случается, когда органы местного самоуправления принимают решения о создании специализированных предпри­ятий по учету имущества казны муниципального об­разования, основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, которым будет передано имущество для ведения его учета, не осоз­навая тот факт, что с момента своей передачи муни­ципальное имущество перестает быть имуществом казны. Это лишний раз свидетельствует о глубоком непонимании органами государственной власти и местного самоуправления того, что представляет со­бой имущество казны, и их неготовности вести учет казенного имущества в силу отсутствия соответствую­щей нормативной, организационной и финансовой основы.

Вместе с тем в ряде регионов России начиная с конца 90-х ГГ. прошлого века принимаются норматив­ные акты по вопросам формирования и учета имуще­ства казны*. Положения о порядке формирования и учета имущества казны муниципальных образований принимаются представительными органами местного самоуправления (ОМС) и, как правило, предусмат­ривают:

- цели и задачи управления муниципальной казной;

- компетенцию ОМС в вопросах управления объектами муниципальной казны;

состав и источники образования муниципальной казны;

- порядок учета, регистрации и оценки имущества казны и др.

Практическое применение таких нормативных пра­вовых актов встречает немало трудностей. В данной статье автор рассматривает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение для создания стройной системы формирования и учета имущества казны муници­пальных образований.



Вернуться к разделу статей

konces.gif

invest.gif