ЖКХ. Формирование и учет имущества казны муниципальных образованийИсточник: ЖКХ, № 12, 2006, часть 1 Автор И.В. Беренштейн, Вопрос формирования и учета имущества казны муниципальных образований приобрел особую актуальность на фоне широко развернувшихся реформ государственной и муниципальной собственности, местного самоуправления и жилищно-коммунального хозяйства. Использование на протяжении десятилетий права хозяйственного ведения и оперативного управления в целях организации управления государственной и муниципальной собственностью изжило из практики публично-правовых образований такое понятие, как учет имущества в государственной (муниципальной) казне. На протяжении многих лет балансовый учет государственного и муниципального имущества осуществлялся унитарными предприятиями и учреждениями. При этом собственник порой даже не задумывался о том, на каком праве предприятие или учреждение владеет данным имуществом и на каком основании числит его на своем балансе, поскольку имущество передавалось предприятию или учреждению не на каком-либо вещном или обязательственном праве, а просто "на баланс". Внимание органов государственной власти и местного самоуправления было сосредоточено на бюджете соответствующего публично-правового образования, в то время как бюджет является всего лишь составной частью его казны. Другую часть казны публично-правового образования согласно СТ. 214, 215 ГК РФ составляет нераспределенное (т. е. не переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление) государственное или муниципальное имущество. Проблема учета имущества в казне публичного образования существует повсеместно, с ней неизбежно сталкиваются в тех регионах, где происходит передача в казну объектов коммунальной инфраструктуры вследствие ликвидации унитарных предприятий или их приватизации без включения в состав приватизируемого имущественного комплекса технологической части основных фондов. Порой дело доходит до абсурда. Это случается, когда органы местного самоуправления принимают решения о создании специализированных предприятий по учету имущества казны муниципального образования, основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, которым будет передано имущество для ведения его учета, не осознавая тот факт, что с момента своей передачи муниципальное имущество перестает быть имуществом казны. Это лишний раз свидетельствует о глубоком непонимании органами государственной власти и местного самоуправления того, что представляет собой имущество казны, и их неготовности вести учет казенного имущества в силу отсутствия соответствующей нормативной, организационной и финансовой основы. Вместе с тем в ряде регионов России начиная с конца 90-х ГГ. прошлого века принимаются нормативные акты по вопросам формирования и учета имущества казны*. Положения о порядке формирования и учета имущества казны муниципальных образований принимаются представительными органами местного самоуправления (ОМС) и, как правило, предусматривают: - цели и задачи управления муниципальной казной; - компетенцию ОМС в вопросах управления объектами муниципальной казны; состав и источники образования муниципальной казны; - порядок учета, регистрации и оценки имущества казны и др. Практическое применение таких нормативных правовых актов встречает немало трудностей. В данной статье автор рассматривает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение для создания стройной системы формирования и учета имущества казны муниципальных образований. Вернуться к разделу статей |
|