![]() |
|
Развитие предпринимательства в коммунальной сфере – как фактор ее модернизации (часть 2)Источник: www.tpprf.ru ЧЕРНЫШЕВ Леонид Николаевич Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», акционирование муниципальных унитарных предприятий должно было быть завершено до 01.01.2006 г., на сегодня только часть предприятий (из 52 тысяч) изменило форму собственности и стало частными структурами. Преобладающей формой частных предприятий в коммунальном комплексе являются акционерные общества (АО), которые создавались в процессе выведения объектов коммунальной инфраструктуры (водоканалы, котельные и т.п.) из имущественного комплекса при приватизации предприятий национальной экономики и акционировании муниципальных унитарных предприятий (МУПов) с участием местных администраций. Это привело к многовариантности возможных решений по акционированию, а порой и приватизации коммунальных предприятий. Основной отличительной чертой акционирования при формировании обществ было включение или не включение объектов инженерной инфраструктуры в уставной капитал. При этом если основные фонды были жестко привязаны к видам деятельности, то по другим активам был значительный простор для принятия решений. Таким образом, многовариантность форм создания акционерных обществ обуславливалась: · распределением акций между муниципалитетом и коллективом предприятия; Формы акционирования на местах отличались также вследствие различных возможностей формирования конкурентной среды, масштабов накопленной задолженности, технологических особенностей и сформировавшейся культуры договорных отношений. Исследования показывают, что: · у основной массы работающих сегодня в коммунальном комплексе акционерных обществ инженерная инфраструктура не включена в уставной капитал, а передана обществу на правах долгосрочной аренды; Реальные инвестиции, как показывают исследования, если и вкладываются частными инвесторами в обновление или создание инфраструктуры, то только тогда, когда они получают полный контроль над деятельностью такого общества и формализуют с властью имеющиеся здесь политические, финансовые, технологические, экономические и другие риски. Но такая практика, является скорее исключение из правил. В основном существующие акционерные общества ориентированы на обслуживание и развитие арендуемой ими инженерной инфраструктуры за счет собственных и бюджетных средств, а при реализации высокоэффективных и быстро окупаемых проектов кредитных ресурсов на общих основаниях. Таким образом, основная задача первого этапа приватизации муниципальных унитарных предприятий – повышение уровня конкуренции ЖКХ и эффективности функционирования предприятий – была достигнута, за счет того что: · Акционерное общество обладает большей по сравнению с унитарным предприятием самостоятельностью по принятию решений в процессе хозяйственной деятельности, которая выражена в переходе от директивных к договорным формам отношений с собственными инфраструктурами; При этом следует отметить, что за последнее время уровень финансового менеджмента во многих акционерных обществах, созданных в свое время в коммунальном хозяйстве, значительно вырос. Этому способствовали тесное контакты профильных специалистов акционерных обществ с иностранными консультантами в рамках реализации проектов Международных и Европейского банков реконструкции и развития, других финансовых и бизнес структур (подготовка бизнес-планов, процедуры закупок, разработка тендерной документации.), осуществляемые с середины 90-х годов, а также выпуск строительными ВУЗами России отечественных специалистов по управлению недвижимостью в городском хозяйстве. В тоже время стопроцентное владение муниципалитетами акциями созданных АО в условиях большого количества нераспределенных рисков, привело к зависимости их деятельности от бюджетного финансирования и непрозрачной тарифной политики. Вернуться к разделу статей |
|