![]() |
|
ГЧП для ЖКХ, и не только (часть 1): механизмы ГЧП, МЧП. Проекты в сфере ГЧП.Алексей Сиротин ГЧП (ГЧП) — новая для России форма реализации проектов, которая должна помочь в решении целого ряда застарелых проблем, прежде всего инфраструктурных. В конце апреля в Москве пройдет Форум регионов России: «ГЧП в комплексном развитии территорий», на котором будут обсуждать проблемы ГЧП. OPEC.ru публикует интервью с исполнительным директором Форума, руководителем Центра «Инфраструктура» Алексеем Сиротиным — В чем основное предназначение ГЧП? Почему именно такая организационная форма предлагается к ряду проектов? — Очевидное достоинство ГЧП — это возможность привлечь финансовые ресурсы частного сектора в сферы, развитие которых находится в ведении государства, но требует колоссальных расходов, которые намного превосходят возможности бюджета. Это почти все инфраструктурные объекты, а также стратегические объекты, которые не могут быть переданы в частную собственность. Проекты ГЧП также реализуются в таких сферах, как ЖКХ, медицинские услуги, образование, спорт и туризм — т.е. в социально ориентированных отраслях, интересных бизнесу при определенных условиях: например, когда государство строит необходимую инфраструктуру за счет бюджетных средств. В жилищном строительстве — это, в первую очередь, дорогостоящее подведение коммунальной и энергетической инфраструктуры, что является серьезным финансовым и административным барьером для активизации строительства жилья в стране. В кризис, когда произошло сокращение доходной части федерального и региональных бюджетов, механизмы ГЧП для обеспечения финансирования капиталоемких долгосрочных проектов стали особенно актуальны. При этом ГЧП должно рассматриваться не только как инвестиционный механизм, но и как способ сократить и оптимизировать расходы бюджета, а также повысить качество реализации инвестиционных проектов и предоставляемых впоследствии на их базе общественных услуг. — Есть ли различия между российской и зарубежной практикой реализации ГЧП-проектов (момент возврата инвестиций, гарантии государства и т.п.)? — В России, как и странах Восточной Европы, преобладают проекты по развитию транспортной инфраструктуры. В развитых странах — небольшие проекты по развитию социальных отраслей. Хотя и в этих государствах развитие рынка ГЧП-проектов начиналось с инфраструктуры. С точки зрения развития законодательства и гарантий инвесторам Россия не уступает многим странам мира. Например, во всем мире коммерческие риски проекта несут частные инвесторы, а в России их готово брать на себя государство. Так было, например, в проектах ГЧП Санкт-Петербурга. Это создает интерес к российским проектам ГЧП со стороны международных инвесторов, но большинство из них не спешило инвестировать даже до кризиса. Сказывается сформированный на Западе имидж России как «рисковой» страны, хотя иностранные капиталы текут и в страны с несравнимо более высокими рисками для инвесторов. Здесь необходимо менять ситуацию с государственным имиджем России. — Проекты ГЧП требуют, как правило, серьезных госвложений, прежде чем начнет вкладывать свои деньги частный сектор. Здесь появляется момент риска. Государство вложилось, а частник не пришел. Или пришел, но плохой, не способный обеспечить выполнение задач проекта. Как избежать потерь общественных средств, обеспечить эффективное их использование? — Эффективность проекта ГЧП во многом зависит от качества его подготовки. Поскольку такие проекты долгосрочные, большую роль играет определение наиболее значительных рисков, разработка мер по их снижению, а также распределения рисков между участниками проекта. Проект должен быть адаптирован под соответствующую местную, региональную специфику, готовые типовые решения могут не сработать в конкретной ситуации. Цели проекта должны быть непротиворечивыми и взаимодополняющими для государственной и частной сторон. Безусловно, договор по проекту должен быть грамотно юридически структурирован, должны быть прописаны возможные санкции и механизмы урегулирования потенциальных конфликтов между сторонами соглашения. И, конечно, отбор проектов должен производиться на конкурсной основе. — ВЭБ выдвинул идею создания рынка ГЧП-проектов. Как вы к этому относитесь? Как эту идею можно реализовать, и чего ей сейчас не хватает? — Создание проектного рынка — это одна из основных задач, которая должна быть решена для активного развития ГЧП в России. Пока о сформированном рынке говорить рано: предложение проектов в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры туризма, других отраслей городского хозяйства на сегодня крайне мало. Связано это с тем, что в рамках действующего законодательства ответственность за развитие проектного предложения несут органы государственного и муниципального управления. Они отвечают за то, чтобы организовать подготовку и проведение конкурсов, выбрать частных инвесторов, которые могли бы участвовать в развитии соответствующих проектов инфраструктуры. Однако большинство регионов в нынешних условиях не способны выделить средства на подготовку проектов. Следовательно, возникает задача, связанная с бюджетным обеспечением деятельности администраций субъектов РФ по подготовке проектов ГЧП, например, за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Либо, как вариант, возможно привлечение в разработку проектов средств частных инвесторов.
Авторы:
Источник: http://opec.ru/1243784.html Услуги консультантов по разработке проектов ГЧП Вернуться к разделу статей |
|