Унитарные предприятия как источник неэффективности ЖКХ (часть 4)В докладе обосновывается необходимость ликвидации унитарных предприятий в ЖКХ путем их преобразования в хозяйственные общества, выделяются особенности права хозяйственного ведения, которые создают препятствия для развития конкуренции и делают возможными злоупотребления со стороны публичной власти своим контролем над унитарными предприятиями. Развитие конкуренции для повышения эффективности определяется как главная цель реформы ЖКХ. Отсутствие конкуренции – основное препятствие к эффективности ЖКХ
Дело в другом: самый серьезный недостаток УП состоит в том, что они не работают и не могут работать в условиях конкуренции. Более того, закрепляя за собой функции собственника основных фондов на бесконкурсной, бессрочной и бездоговорной основе, имея возможность быть планово убыточными и получать бюджетные дотации, УП сдерживают появление и развитие конкуренции. А отсутствие конкуренции, в свою очередь, смягчает бюджетные ограничения УП, ведет к Х-неэффективности и, как результат, к завышенным издержкам. Действительно, развитие конкуренции является наиболее эффективным способом создания противозатратного механизма, стимулирующего снижение себестоимости предоставления услуг и повышение их качества, так как именно конкуренция заставляет различные предприятия искать пути снижения затрат и систематически устраняет из данной сферы деятельности менее эффективно работающие организации, заменяя их другими, более эффективными. Устойчивость и постоянное развитие экономической системы гораздо лучше достигаются в условиях конкуренции между хозяйствующими субъектами. Именно невозможность развития конкуренции в ЖКХ при сохранении УП является, на наш взгляд, основной причиной, объясняющей необходимость их ликвидации. И именно с позиций необходимости развития конкуренции следует предлагать и оценивать различные меры по реформированию ЖКХ, включая ликвидацию УП. Спираль деградации
Муниципальная собственность на имущество МУПа и полный контроль над ним органов МСУ позволяют МУПу долгое время оставаться убыточным. В результате, растет просроченная кредиторская задолженность МУПа, а с ней и риск банкротства. При этом плановая убыточность и постоянный дефицит средств сводят на нет любые инициативы и мероприятия, направленные на увеличение эффективности. Органы МСУ, как учредители УП, не наказывают руководителей УП за убытки, так как не могут точно оценить степень их вины, что смягчает «бюджетные ограничения» УП и снижает эффективность их функционирования. Руководители органов МСУ более склонны сдержать рост тарифов, чем изобретать экономические инструменты, стимулирующие руководителей МУПов к снижению затрат. Унитарные предприятия начинают испытывать нужду в прямых бюджетных трансфертах для финансирования своих инвестиционных программ, так как из-за своего плохого финансового положения они не могут рассчитывать на заемные средства из внешних источников. Так как бюджетных средств заведомо недостаточно для удовлетворения потребностей ЖКХ в капитальных вложениях, то растет износ и аварийность основных фондов. Причем из-за неадекватного содержания и несвоевременного капитального ремонта растет износ как коммунальной инфраструктуры, так и жилых домов. В результате, население теряет и терпит неудобства а) как собственник квартир и общего имущества в многоквартирных домах, б) как собственник имущества муниципального образования. Вместе с износом растут неэффективность производства (например, растут потери воды и тепла в сетях) и себестоимость, снижается качество и доступность ЖКУ (например, в водопроводно-канализационном хозяйстве высокая аварийность основных фондов приводит к частым перерывам в водоснабжении). Снижение качества ЖКУ ведет к росту недовольства населения работой МУПов, снижению уровня общественной и политической поддержки повышения тарифов. Тем самым замыкается круг, и «спираль деградации» начинает новый виток. Заметим, что наблюдаемое усиление кризисных явлений в ЖКХ уже вызвало тенденцию к усилению централизации, ужесточению административного регулирования, а также росту бюджетных вливаний в отрасль с федерального уровня, как основному способу компенсации неэффективности существующих институциональных механизмов, в надежде остановить дальнейшее ухудшение ситуации в отрасли [12].
Источник: http://gkhw.matreal.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47:2008-08-04-05-29-17&catid=35:2008-08-04-05-14-58> Ссылки по теме:
Вернуться к разделу статей |
|