10 шагов к разработке Программы развития социальной инфраструктуры, соответствующей Постановлению Правительства России № 1050 от 01.10.2015
Ключевым документом, регламентирующим порядок разработки программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, является Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов" – далее Требования к программе № 1050. На основании имеющегося у экспертов опыта разработки программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений был составлен рейтинг моментов, на которые нужно обратить внимание, чтобы программа развития социальной инфраструктуры сельского поселения соответствовала действующим требованиям: 1. Срок программы развития социальной инфраструктуры муниципального образованияПрограммы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой развития социальной инфраструктуры муниципального образования, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. НО ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Если на момент разработки программы развития социальной инфраструктуры сельского поселения срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам. 2. Характер мероприятий программы комплексного развития социальной инфраструктурыИсходя из самого понятия программы комплексного развития социальной инфраструктуры, данного в Градостроительном кодексе РФ, очевидно, что в программу мероприятий по развитию социальной инфраструктуры могут быть включены только мероприятия по новому строительству, реконструкции и модернизации объектов социальной сферы. Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; Модернизация здания - комплекс мероприятий, предусматривающий обновление функционально устаревшего планировочного решения существующего здания, используемых материалов и его инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эксплуатационным параметрам зданий. Мероприятия по капитальному ремонту или мероприятия, направленные на текущее обеспечение деятельности учреждений социальной сферы НЕ включаются в программы комплексного развития социальной инфраструктуры Примеры наименования мероприятий программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений и городских округов 3. Описание места положения объектов социальной инфраструктурыОписание места положения объекта необходимо как в отношении существующих объектов социальной инфраструктуры муниципального образования, так в отношении новых объектов, которые планируется построить и ввести в эксплуатацию в рамках реализации программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа. 4. Расчет финансовых потребностей Программы социальной инфраструктурыЭксперты ООО «ЛЕКС-Консалтинг» при разработке программ комплексного развития социальной инфраструктуры учитывают инфляционные риски. Так, при расчете стоимости мероприятий на момент разработки программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования применяются сметные базы и нормативы. А для перевода текущих цен в цены, соответствующие периоду реализации мероприятий, эксперты определяют: 4.1. График реализации мероприятий. Учитывая что объектами социальной инфраструктуры являются учреждения, важно определить когда будет проводиться конкурс на отбор подрядной организации для выполнения работ по реконструкции, модернизации и (или) новому строительству;4.2. Определив год (квартал соответствующего года) реализации мероприятий программы, разработчики программы развития социальной инфраструктуры применяют соответствующие индексы-дефляторы, утвержденные Министерством экономического развития России на 2017-2019 гг. и долгосрочный период до 2030 г. Приведем пример: в ценах 2016 г. стоимость строительства спортивного комплекса на 300 мест с плавательным бассейном и плоскостным сооружением составляет 508,80 млн. руб. (без НДС), но учитывая, что реализация мероприятия запланирована на 2019-2023 гг. (проектные и изыскательские работы, 3 очереди строительства) стоимость мероприятия составит 769,40 млн. руб. (без НДС). 5. Срок разработки Программы развития социальной инфраструктуры муниципального образованияВ соответствии с внесенными Федеральным законом № 456-ФЗ от 29.12.2014 в Градостроительный кодекс РФ изменениями органы местного самоуправления обязаны были утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры до 01 апреля 2016 года 6. Оценка соответствия социальной инфраструктуры поселения местным нормативам градостроительного проектированияЗачастую в Программах комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения отсутствует оценка социально-экономической эффективности и соответствия нормативам градостроительного проектирования. Пример оценки соответствия социальной инфраструктуры нормативам градостроительного проектирования в сфере здравоохранения приведен ниже:
7. Взаимосвязанность документов территориального планирования, перспективных планов, программ
По результатам разработки Программы комплексного развития объектов социальной инфраструктуры ВАЖНО учесть новые (реконструированные) объекты при планировании инженерной инфраструктуры – транспортной (в программах комплексного развития транспортной инфраструктуры), коммунальной (схемы ресурсоснабжения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы поставщиков коммунальных ресурсов), при построении кадровой политики и т.д. 8. Обеспечение финансированием мероприятий Программы социальной инфраструктурыИсточниками финансирования мероприятий Программы социальной инфраструктуры муниципального образования могут быть средства бюджетов всех уровней и внебюджетные средства. При оценке возможности использования в качестве источников финансирования бюджетных средств важно оценить дефицит (профицит) бюджета, текущие обязательства муниципального образования, спрогнозировать доходы и расходы бюджета муниципального образования, промониторить возможность получение безвозмездных поступлений из других бюджетов, государственные программы в сфере образования, здравоохранения, культуры, массового спорта. При планировании в качестве источников финансирования внебюджетных средств важно оценить инвестиционную привлекательность муниципального образования в целом и социальной сферы в частности. 9. Рекомендации по совершенствованию нормативной базыОдним из обязательных Разделов Программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры является пункт «Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения». Часто ему не уделяют должного внимания, что является ошибкой, которая ведет к тому, что предложенные в Программе инструменты не получают дальнейшего хода и Программа по итогам не работает. 10. Границы разработки Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселенийВ первом пункте Требований к Программе № 1050 определены области, в отношении которых разрабатывается Программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, этот перечень является закрытым и включает в себя:
Специалисты нашей компании имеют успешный опыт разработки программ развития социальной инфраструктуры и готовы оказать Вам необходимую помощь. За подробной консультацией обращайтесь к Александре Ивановой по телефону +7 (3452) 452-252 или электронной почте gkh.lex@gmail.com
Подробнее об услуге разработка программ комплексного развития систем социальной инфраструктуры поселений Вернуться к разделу публикаций специалистов |
|