Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

ЖКХ Среднего Урала пытаются спасти при помощи частно-государственного партнерства

15 Апреля 2008

На Среднем Урале пытаются сменить вектор реформирования одной из самых проблемных отраслей – жилищно-коммунального хозяйства. Утверждение о том, что частный бизнес легко спасет отечественную «коммуналку» от системного кризиса признано мифом. Приход частного бизнеса в ЖКХ мало что изменил. Теперь отрасль планируют вытащить из финансовых неурядиц за счет частно-государственного партнерства. Для упорядочивания этого процесса в Свердловской области даже разрабатывается региональная программа реформирования ЖКХ, которая предполагает самое активное участие в процессе частных компаний. Однако, судя по тому, что происходило на сегодняшней презентации документа в Уральском государственном экономическом университете, чиновники не готовы прислушиваться к мнению «частников».

Совещание началось со вступительного слова среднеуральского премьера Виктора Кокшарова. Премьер напомнил собравшимся, что жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области до сих пор представляет собой «черную дыру» и его пора перевести на рыночные рельсы. По мнению Кокшарова, отрасль нуждается в новых, научно-обоснованных методах управления.

Глава нового регионального министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Шевелев подкрепил все вышесказанное статистикой и обозначил основные проблемы ЖКХ, которые, несмотря на беспрестанное реформирование, тянут его вниз. Так, по его словам, самыми больными местами в отрасли являются износ инфраструктуры (замене подлежат от 38 до 65% объектов – тепло-, электро- и канализационных сетей, водопроводов) и нерациональное использование ресурсов. При этом постоянно растущий рост вложений в ЖКХ (в 2007 году рост составил 5% к предыдущему году, данный показатель достиг 9,5 млрд. рублей) никак не влияет на ситуацию. Только для того, чтобы привести отрасль к нулевой рентабельности, в ближайшие 4 года в нее необходимо вложить как минимум 54 млрд. рублей. Часть этих средств можно привлечь из бюджетов различных уровней. Так, в 2008 году 18 муниципальных образований Свердловской области имеют реальный шанс получить деньги из федерального фонда содействия ЖКХ в размере 2,2 млрд. рублей. Право на получение госсредств уже подтвердили 6 муниципалитетов (в том числе, Екатеринбург и Березовский). В этих городах выполнено главное условие Центра: доля ТСЖ достигла 5% от количества многоквартирных домов.

Остальные средства планируется получить от частных инвесторов. Для этого необходимо повысить эффективность управления предприятиями ЖКХ и инвестиционную привлекательность отрасли. Именно эта задача, по мнению разработчиков областной программы реформирования, и должна стать основной на ближайшие четыре года. По словам ректора УрГЭУ-СИНХ Михаила Федорова, сейчас ЖКХ не готово к рыночному управлению, поскольку имеющийся менеджерский состав оставляет желать лучшего.

«Как известно, нет плохих городов и районов, есть плохие управленцы», – отметил Федоров. Для внедрения новой системы управления ученые УрГЭУ-СИНХ подготовили целый том «инструкций», благодаря которым топ-менеджеры частных компаний в ЖКХ смогут выстроить систему управления своим бизнесом. Кроме того, по мнению ректора крупнейшего в Екатеринбурге экономического вуза, необходимо выстроить новые взаимоотношения между бизнесом и властью, без госрегулирования ЖКХ в ближайшие годы все равно не обойтись. Поэтому и финансовые вопросы необходимо решать сообща – на основе частно-государственного партнерства.

Одним из главных условий для создания подобного союза является «прозрачность» экономики отрасли. Обеспечить ее, по мнению Федорова, поможет информатизация системы жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, программа реформирования рекомендует принятие закона по энергосбережению, который заставит коммунальщиков принимать меры по сокращению потерь теплоэнергии в сетях.

Михаил Федоров также отметил, что расчетная стоимость программы составляет 74 млрд. рублей. Только с помощью таких инвестиций отрасль можно вывести на прибыльный уровень. Однако, как отмечалось выше, задействовать удастся лишь 54 млрд. рублей. 9 млрд. из них планируется привлечь из госказны, 28 млрд. – из областного и местных бюджетов, 16 млрд. составят внебюджетные средства. Что касается расходов, то 11 млрд. рублей пойдут на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, 15,6 млрд. – на капремонт жилья, 18 млрд. – капремонт инфраструктуры, 11 млрд. – на замену сетей. В результате реализации программы к 2012 году объем ветхого и аварийного жилфонда в регионе будет сведен к нулю, подомовые приборы учета потребления ресурсов будут установлены в 30% многоквартирных домов, потери воды в процессе производства и транспортировки до потребителей будут сокращены до 20%, тепла – до 10%, электроэнергии – до 8%. Износ основных фондов по жилью будет сокращен до 35%, по инфраструктуре – до 45% (сейчас эти показатели превышают 60%). Одна из самых амбициозных задач, поставленная разработчиками программы – сокращение доли убыточных предприятий с 77% до 20%.

После обсуждения финансовых вопросов представитель регионального министерства энергетики и ЖКХ Георгий Резвов поднял тему развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Он предложил активизировать процесс создания в отрасли малых предприятий и разделить муниципальные компании по специализации. Таким образом, отметил г-н Резвов, можно будет довести реформу ЖКХ до ее реального завершения.

Стоит отметить, что до представителей частного бизнеса очередь дошла лишь после докладов чиновников. Причем далеко не все захотели их выслушать. Так, глава среднеуральского кабмина Виктор Кокшаров именно в этот момент покинул зал. Из представителей региональных властей в президиуме остался лишь Юрий Шевелев. К нему и пришлось обращаться гендиректору Свердловских коммунальных систем Вячеславу Пракину с жалобами на то, что тарифы вступают в противоречие со СНИПами и ремонтные сметы, составленные по разным методикам отличаются друг от друга в десятки раз. К примеру, на ремонты, согласно тарифам, у СКС есть 70 млн. рублей, тогда как, согласно СНИПам, требуется 500 млн. рублей. Перечислив еще ряд проблем, с которыми сталкивается пришедший в коммуналку частник, Пракин предложил уже в 2008 году провести инвентаризацию объектов инфраструктуры, принять закон об энергосбережении, и, наконец, перейти к экономически обоснованным тарифам. «Вот тогда, частно-государственное партнерство перестанет существовать только на бумаге», – резюмировал глава СКС.

Автор: Юлия Войта
Источник: www.nep08.ru


Вернуться к списку новостей

konces.gif

invest.gif