Владимир Путин в Ростове-на-Дону проведет совещание по развитию внутренних водных ресурсов; ставка на сброс в реки может возрасти в 10 раз
14 Июля 2008
Правительство РФ выработает сегодня ряд мер по развитию внутренних водных ресурсов РФ. Премьер-министр Владимир Путин в ходе рабочей поездки в Ростов-на-Дону проведет совещание по этому вопросу и посетит новый Кочетовский гидроузел, расположенный вблизи города. Как сообщил журналистам замминистра транспорта РФ Александр Мишарин, на совещании особое внимание предполагается уделить реформе управления внутренними водными ресурсами РФ. "Необходимо разделить хозяйственные и административные функции управления государственными бассейнами страны, эксплуатируемых внутренних водных путей таким образом, как это уже сделано в других отраслях", - пояснил он. Новая система управления водными ресурсами предполагает бассейновый принцип - будут формироваться так называемые "бассейновые советы", которые станут принимать основные решения, связанные с управлениями главных водных ресурсов, и распоряжаться тем, куда направлять финансы. Для этого необходимо внести изменения в Водный кодекс. В настоящее время в России расположен 61 бассейн крупных рек и насчитывается свыше 2,5 млн рек и речушек, а также порядка 3,5 млн озер. Мишарин отметил, что на совещании будут решаться также вопросы развития внутренних водных путей. К 2015 году их протяженность с "гарантированной глубиной" /минимум 4 метра/ должна возрасти до 56 тыс км, в текущем году - до 48 тыс км. Как напомнил замминистра, во времена Советского Союза этот показатель составлял 67 тыс км, однако в последующие годы он продолжал "неумолимо падать", и к 2004 году составил 34 тыс км глубинных водных путей. В результате перевозки сократились в несколько раз, несмотря на то, что аварийность водного транспорта в 4-5 раз ниже автомобильного. Как ожидается, развитие глубинных водных путей позволит в 2 раза увеличить объемы перевозок, что также существенно изменит экономику водоходных компаний. Само совещание у премьер-министра, сообщил Мишарин, пройдет "на новом Кочетовском гидроузле, который был возведен с нуля и чья ширина вдвое больше ранее действующего - 18 метров". Возведение этой плотины позволяет удвоить перевозки по нижнему Дону. На совещании речь пойдет также и о строительстве еще одного важнейшего гидросооружения - Городецкого узла под Нижним Новгородом. "На сегодняшний день это - последнее место, где пока нет необходимой глубины в 4 метра", - пояснил Мишарин. Вместе с тем, подчеркнул он, в России существует уникальная для Европы "единая глубоководная система, представляющая собой кольцо, связывающее Балтику, Волгу, Каспийское море и Черное море". На совещании предполагается также обсудить вопросы повышения эффективности судостроения для рек, создание новых проектов серии судов для внутренних водных путей России - пассажирских, грузовых - типа "река-море", и просто "река". Прежде всего, эти вопросы будут рассматриваться в свете работы Объединенной судостроительной корпорации. Сегодня также должно быть принято решение и об открытии Россией внутренних водных путей для судов под иностранными флагами. Как ожидается, эта мера может начать реализовываться с 2011 года. Ее необходимость связана с обязательствами нашей страны в рамках вступления в ВТО. Замминистра пояснил, что реализация этой программы будет предусматривать заключение и подписание двусторонних соглашений - также как и в сфере авиации. "То есть, мы получаем такое же разрешение на вход российских судов во внутренние водные ресурсы других стран", - сказал он. Как считает Мишарин, открытие российских внутренних водных путей для позволит развивать нашей стране "такие популярные сейчас в мире отрасли, как круизное судоходство и яхтный туризм". Кроме того, это будет содействовать и развитию необходимой инфраструктуры вдоль рек, что в конечном итоге улучшит экономическую ситуацию регионов, расположенных вблизи внутренних водных путей нашей страны. В свою очередь глава Росводресурсов Рустэм Хамитов сообщил, что на сегодняшнем совещании под председательством Владимира Путина речь пойдет и о мерах, способных существенно повысить качество потребляемой нашими гражданами питьевой воды. По данным Хамитова, около 70 проц воды берется сейчас из поверхностных водных источников, куда сливаются все городские и промышленные стоки. Причем "очистка этих поверхностных вод оставляет желать лучшего", заметил он. Так, сбрасываемые объектами ЖКХ стоки очищаются лишь на 10 проц от норматива, а промышленность очищает сбрасываемые стоки на 50 проц. В связи с этим на совещании будет обсуждаться предложение значительно увеличить ставки оплаты за промышленный сброс. "В настоящее время плата за сброс загрязняющих веществ, - по мнению Хамитова, - удручающе мала: кубометр стока стоит примерно 30 копеек, а всего в российский бюджет за все стоки поступает ежегодно не более 3 млрд рублей". По его словам, предполагается увеличивать ставки сброса в несколько этапов - "в конечном счете, раз в десять". Глава Росводресурсов добавил, что на совещании будет рассмотрена и ситуация с паводками. В частности, правительству будет предложено обсудить возможность введения запрета на строительство в паводковых территориях - даже там, где паводки могут происходить один раз в сто лет. В настоящее же время, по словам Хамитова, "мы строим даже там, где паводки происходят каждый год". Кроме того, необходимо принять меры и по повышению эффективности прогноза половодья и паводков. Всего в России насчитывается порядка 30 тыс гидросооружений. В настоящее время около 4 проц из них находится в "опасном состоянии". К 2015 году предполагается отремонтировать, либо заменить порядка 4,5 тыс гидросооружений. На всю программу развития водного транспорта до 2015 года предполагается направить 200 млрд рублей, из которых 160 млрд - средства федерального бюджета. Источник: www.sknews.ru |
|