Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

Проблемы практического применения концессионных соглашений

16 Января 2013
В декабре 2012 года специалистами правового департамента ООО «ЛЕКС-Консалтинг» завершен очередной проект по разработке стратегии передачи имущественного комплекса муниципального образования в долгосрочное пользование частному оператору (Республика Коми).

Задачи такого типа стоят сегодня в большинстве муниципальных образований, в том числе в связи с реализацией распоряжения Правительства РФ от 22.08.2011 N 1493-р «Об утверждении плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных». Однако при кажущейся простоте выбора (концессия или долгосрочная аренда) возникает очень большое количество трудностей.

Институт государственно-частного партнерства в Российской Федерации ещё только начинает свое развитие и имеет ряд несовершенств, с которыми впоследствии сталкиваются как органы власти, так и частный инвестор. Однако после проведения индивидуального, подходящего под целевые ориентиры заказчика, юридического анализа, мы предлагаем несколько вариантов решения вопроса, которые в перспективе позволяют клиентам достичь своих целей в рамках требований действующего законодательства.

Чаще всего при решении задачи передачи коммунальной инфраструктуры частному оператору перед органами местного самоуправления встают следующие трудности:
1)    нет регистрации прав муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры (на все или на часть объектов);
2)    при этом деятельность эксплуатирующего предприятия убыточная или в стадии банкротства;
3)    нет до конца сформированной судебной позиции по возможности приватизации социально-значимых объектов;
4)    отсутствует четкое понимание преимуществ и недостатков концессии в сравнении с договором долгосрочной аренды.

Типичной для многих регионов является ситуация, когда МУП, оказывающий услуги ЖКХ, находится в завершающей стадии банкротства. Имущество (коммунальная инфраструктура) закреплено в муниципальной казне и используется МУП на праве безвозмездного пользования (причем это более легкий вариант по сравнению с тем, если имущество как положено передано МУП на праве хозяйственного ведения). Заказчику необходимо срочно продолжить предоставление коммунальных услуг в муниципальном образовании, и для этого оно должно было быть передано на законных основаниях частному оператору.

Органы местного самоуправления, используя современные модели ГЧП, теоретически отдают предпочтение такому способу передачи как концессионное соглашение. Но для реализации такого варианта нужны, как минимум, следующие юридические факты:
    права на объекты недвижимого имущества должны быть зарегистрированы;
    должно предполагаться строительство новых объектов и/или реконструкция старых объектов в том числе за счет инвестиций частного оператора;
    объекты должны подпадать под определенный перечень, предусмотренный в законодательстве.

При обосновании невозможности заключения концессионного соглашения по формально-юридическим основаниям наши специалисты подбирают иные пути реализации целевых ориентиров заказчика.

В частности, наиболее распространенными вариантами передачи частному оператору объектов коммунальной инфраструктуры при отсутствии регистрации прав на них являются:
 - передача объектов в краткосрочную аренду частному оператору на основании муниципальных преференций или на основании конкурсного отбора с обязательством регистрации прав;
- создание нового МУП для эксплуатации объектов до регистрации прав на них;
- иные варианты.

Следует отметить, что в данном случае недопустима шаблонная работа или дублирование решений, подходящих для других муниципальных образований. Варианты прорабатываются на основе подробнейшего анализа каждой ситуации и действующего законодательства. Во всех случаях метод решения проблемы законен, эффективен и актуален.  


Вернуться к списку новостей

konces.gif

invest.gif