Утвержден новый порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО
27 Мая 2016
Документы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов», являются первым значимым шагом к новому порядку государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами после издания Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 вступает в силу 27.05.2016 и содержит в себе следующие правила, определяющие основы государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО:
Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 не содержит норм о придании его положениям обратной силы и требований о приведение тарифных предложений, уже поданных в орган регулирования в 2016 г., в соответствие с новым порядком разработки программ обращения с ТКО. Активное применение документа намечается при осуществлении деятельности по обращению с ТКО в 2017 году. Комментарий руководителя направления «Финансово-инвестиционный консалтинг в ЖКХ и энергетике» ООО «ЛЕКС-Консалтинг» Масловой Ольги: «Прежде чем перейти к разъяснению норм комментируемого подзаконного акта нужно вернуться к источнику – Федеральному закону № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон 89-ФЗ), который определяет состав услуги и участников обращения с ТКО. Итак, в соответствии со ст. 1 Федерального закона 89-ФЗ обращение с отходами представляет собой весь комплекс цикла от сбора, накопления, транспортировки отходов до их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Каждый из этих этапов законодательно разъяснен и закреплен в той же ст. 1 Федерального закона 89-ФЗ. И все это составляет коммунальную услугу обращение с ТКО в соответствии с действующей редакцией ЖК РФ. Напомню, раньше коммунальной услугой являлась только утилизация (захоронение) ТБО. Участники деятельности обращения с ТКО с 01.01.2016 г.: - Вместо организаций коммунального комплекса – операторы в сфере обращения с отходами. Кроме того, появляется единый субъект, отбираемый по результатам конкурса – региональный оператор в сфере обращения с ТКО, аккумулирующий в себе финансовые, информационные потоки и договорные отношения. Так, потребители услуг (УК, ТСЖ, бюджетные и прочие потребители) должны заключить договор и соответственно вносить плату за услугу именно региональному оператору в сфере обращения с ТКО, а он, в свою очередь, заключает договоры и рассчитывается с операторами в сфере обращения с отходами в каждом из муниципальных образования субъекта РФ. Примечание: по итогам состоявшейся 14 апреля 2016 года Прямой линии с Президентом РФ общероссийскому общественному движению «Народный Фронт «За Россию» рекомендовано провести анализ принятых в субъектах РФ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по сбору и переработке твердых коммунальных отходов, а также организацию работы по обеспечению прозрачности и информационной открытости конкурсных процедур по отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Изменения, безусловно, коснулись и системы тарифов в сфере обращения с ТКО (тарифы на коммунальную услугу обращение с ТКО в 2017 году): Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО, важные аспекты Постановления Правительства РФ от 16.05.2016 № 424: В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, реализуемые регулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами. Если в указанных документах какие-то из мероприятий не предусмотрены, их нельзя включать в инвестиционную программу оператора в сфере обращения с ТКО Инвестиционная программа в сфере обращения с ТКО по аналогии с порядком утверждения инвестиционных программ по иным коммунальным услугам утверждается на уровне субъекта РФ. СРОКИ разработки инвестиционной программы в сфере обращения с ТКО: оператор направляет разработанный проект инвестиционной программы на утверждение в уполномоченный орган до 15 марта года, предшествующего первому году действия инвестиционной программы. Так, например, при подаче инвестиционной программы в сфере обращения с отходами в 2017 году (до 15 марта 2017 года), первым годом реализации инвестиционной программы оператора в сфере обращения с ТКО будет 2018 год. Разработка и утверждение производственных программ в сфере обращения с ТКО: производственная программа по обращению с ТКО утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, срок разработки производственной программы по обращению с ТКО и подачи ее в орган регулирования – до 01 мая. Производственная программа, содержащая основные показатели деятельности, балансы, мероприятия по текущей деятельности, является основой для утверждения тарифа на коммунальную услугу обращение с ТКО». Таким образом, на сегодня в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами вышли и вступили в силу следующие подзаконные акты:
Однако остается много спорных вопросов, среди которых разграничение полномочий между органами федеральной, региональной власти и органами местного самоуправления в сфере обращения с отходами, порядок подачи, рассмотрения и утверждения тарифов на коммунальную услугу обращение с ТКО, методика и форма тарифных предложений операторов в сфере обращения с отходами и т.д. Несомненно следующие в очереди такие важные и ожидаемые Постановления Правительства как Правила обращения с отходами в условиях нового законодательства, основы ценообразования, порядок государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, порядок раскрытия информации операторами в сфере обращения с отходами. Следите за обновлениями на нашем сайте! Получить дополнительную информацию о регулировании тарифов в сфере обращения с ТКО Вы можете, обратившись к Александре Ивановой, контактные данные (3452) 452-252, e-mail: gkh.lex@gmail.com или через форму онлайн-консультанта на нашем сайте. Смотрите также услуги по расчету и утверждению тарифов: тарифные предложения, производственные программы, инвестиционные программы в ЖКХ и энергетике. |
|