Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

ЖКХ – концессии 2022-2023: кому могут помочь введенные антикризисные меры?

15 Июня 2022

На сегодняшний день антикризисные меры для отрасли ЖКХ, внесенные в законодательство, направлены на минимизацию части негативных последствий для концессионера. В частности:

  1. Изменение тарифного законодательства: в 2022 и 2023 году при установлении и корректировке тарифов не применяется уменьшение НВВ (не исключаются расходы, включенные ранее в тариф для выполнения мероприятий) в случае неисполнения концессионером обязательств по выполнению мероприятий концессионного соглашения и инвестиционных программ (Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2022 г. № 582 "Об особенностях установления (корректировки) тарифов регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, сфере водоснабжения и водоотведения в 2022 и 2023 годах");
  2. Установленные на 2022 год плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения принимаются равными фактическим значениям за 2022 год реализации концессионных соглашений и инвестиционных программ (Постановление Правительства РФ от 16.05.2014 № 452 (ред. от 20.05.2022) "Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 340");
  3. В 2022 и 2023 году не применяются положения законодательства в части запрета на превышение объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ (а по факту и концессионных соглашений), над объемом таких потребностей, определенных согласно нормативам цен строительства (далее – НЦС).

Первые два пункта позволяют не ухудшать положение действующим концессионерам, избежав хотя бы снижения тарифов в связи с тем, что концессионер не смог выполнить свои обязательства в срок. Это, по сути, дает продление сроков для выполнения работ, и помогает в том случае, если дальнейшие обязательства не накатываются на концессионера как снежный ком.

При этом концессионер не освобожден от пеней и штрафных санкций по концессионному соглашению в связи нарушением срока выполнения обязательств (на которые муниципалитет не имеет права закрывать глаза, потому что у него свои обязательства по наполнению бюджета, в том числе за счет пеней и штрафов по контрактам).

Что же означает неприменение запрета на превышение объемов финансовых потребностей, определенных согласно НЦС? Кому оно может помочь?

Это больше касается тех, кто только планирует инициировать концессионное соглашение. До данного нововведения предельный размер расходов концессионера рассчитывался, в первую очередь, на основе утвержденных НЦС. Это был потолок по сумме инвестиций. НЦС не учитывали только для тех видов работ, для которых таких нормативов не было (тогда применялись ФЕРы и коммерческие предложения).

В 2022 и 2023 годах расходы для целей установления тарифов (инвестиционных программ и концессионных соглашений) определяются не по НЦС и без их учета, а на основе рыночных цен, сложившихся в конкретном субъекте РФ. Подтверждение рыночных цен осуществляется с помощью заключенных договоров и/или предоставленных поставщиками коммерческих предложений. В случае невозможности учета рыночных цен применяются ФЕРы и ТЕРы.

Снятие такого ограничения не означает, что теперь в концессию разрешат включать заоблачные суммы инвестиций. Речь скорее о том, чтобы учесть реальную стоимость мероприятий, но в концессию войдет лишь такое их количество, которое смогут «потянуть» потребители и бюджеты субъекта РФ (при возмещении выпадающих доходов).

Например, если в начале 2021 года на условные 10 млн. рублей концессионер мог выполнить 5 условных мероприятий и их все включали в концессию, то в 2022 году стоимость этих же мероприятий может составить условно 20-40 млн. рублей.

Для инициаторов заключения концессионного соглашения это значит, что они включат в новую концессию значительно меньше мероприятий (но по рыночной стоимости).

Действующие же концессионеры не смогут воспользоваться данным нововведением потому, что не отменено положение о том, что инвестиционные программы должны соответствовать концессионным соглашениям по величине предельного размера расходов концессионера. А порядок согласования изменений концессионного соглашения с антимонопольным органом не содержит основания для такого изменения концессионного соглашения.

Вот здесь и кроется главный вопрос – что делать концессионерам, чьи расходы на выполнение мероприятия возросли в 3-4 раза против заложенных в концессионные соглашения (инвестиционные программы и тарифы) средств.

Основным инструментом пока остается изменение концессионного соглашения через суд в связи с существенным изменением обстоятельств. По сути, закон говорит о расторжении концессионного соглашения по данному основанию, поскольку все основания для изменения концессионного соглашения содержатся в Постановлении Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 и подлежат согласованию антимонопольным органом. Однако согласно ст. 451 ГК РФ изменение (а не расторжение) договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Расторжение концессионных соглашений в ЖКХ как раз относится к таким исключительным случаям и поэтому должны быть изменены решением суда. Дополнительное соглашение к концессионному соглашению заключается на основании решения суда и не требует дополнительного согласования антимонопольным органом.

В целом, принятый пакет временных антикризисных мер нацелен на адаптацию действующих концессий - ЖКХ к сложившимся реалиям для выполнения инвесторами своих обязательств. А далее - ожидаем конкретики исполнения принятых мер в отношении концессионных соглашений ЖКХ.

Получить дополнительную информацию об услугах «Концессия ЖКХ: разработка и сопровождение проектов, консультации, конкурсы. Разработка схем реализации концессий, экспертиза проектов» Вы сможете по следующим контактам: (3452) 40-34-34, e-mail: lex@g-k-h.ru

Вернуться к списку новостей

konces.gif

invest.gif