Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

Управление многоквартирными домами (договор управления многоквартирными домами)


Вопрос: Управляющая организация по обслуживанию жилого фонда параллельно с жилым фондом осуществляет техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг собственникам нежилых помещений (офисные помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов). В соответствии с Постановлением Правительства №307 Управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг для Собственников жилых помещений, которые используют коммунальные ресурсы для бытовых нужд. Как правильно оформить отношения по предоставлению коммунальных услуг между управляющей организацией и собственниками нежилых помещений (юридическими лицами), которые используют коммунальные ресурсы в производственных целях? Как оформить договор по предоставлению коммунальных услуг собственникам нежилых помещений не нарушая Гражданский кодекс (Глава 30 Купля-продажа, параграф 6 Энергоснабжение)? Какие расчетные документы (акт выполненных работ, накладная, счет-фактура) мы должны предоставить указанным юридическим лицам – собственникам нежилых помещений? Как отразить в бухгалтерском учете управляющей организации операции по предоставлению коммунальных услуг Собственникам нежилых помещений?

Ответ: 

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Следовательно, положения Правил не распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений – юридическим лицам.

Обратимся к нормам Жилищного кодекса РФ. Ст. 161 ЖК РФ налагает на собственников обязанность выбрать один из способов управления домом. Выбор способа управления домом осуществляется на общем собрании собственников в порядке ст.ст. 44-48, 161-164 ЖК РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Отсюда следует, что в случае, если выбран способ управления домом – управление управляющей организацией, каждый собственник помещения обязан заключить договор управления с выбранной управляющей организацией.

Согласно ч. 4 ст. 162 ЖК РФ, условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Жилищный кодекс предусматривает одинаковые условия заключения договора управления для всех собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от статуса помещения и от статуса собственника. Следовательно, можно сделать вывод о том, что если управляющая организация выступает исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам – потребителям коммунальных услуг в порядке Постановления №307, то и отношения управляющая организация – собственник (юридическое лицо) будут строиться по аналогичной схеме. В данном случае нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие отношения купли-продажи энергии к отношениям Управляющая организация – собственник нежилого помещения (юридическое лицо) не применяются. Так как собственник (юридическое лицо) покупает не ресурс, а коммунальную услугу, которая включает затраты на сам ресурс и его доставку до конечного потребителя. При этом затраты на доставку входят в плату за содержание и ремонт общего имущества, установленную для всех собственников помещений по договору управления.

Расчет между управляющей организацией и ресурсоснабжающим предприятием за предоставленные коммунальные ресурсы осуществляется по тарифам установленным на соответствующие виды ресурсов с учетом групп (категорий) конечных потребителей. Т.е. управляющая организация должна рассчитываться с поставщиком за предоставленные ресурсы по тарифам установленным для конечных потребителей (собственники помещений в доме – население и юр. лица). Например, если у поставщика ресурсов установлены РЭКом тарифы: для населения 300 руб./Гкал, а юр. лицам 400 руб./Гкал, то расчет между управляющей организацией и поставщиком ресурсов должен осуществляться по соответствующим тарифам, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа кассационной инстанции от 17.01.2006, дело № КГ-А40/13324-05).

Если управляющая организация находится на традиционной или упрощенной системе налогообложения, то расчет с юридическими лицами может осуществляться по:

  1. безналичному расчету с предоставлением счетов и счетов-фактур;
  2. наличному расчету с обязательным применением ККТ и выставлением счет-квитанций. Если сумма платежа превышает 60 000 руб., то применим только первый вариант.

Предоставление коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, как и другим собственникам жилых помещений, осуществляется по договору управления, и, соответственно, порядок отражения операций в бухгалтерском учете управляющей организации идентичный.

Корреспонденция счетов по учету всех жилищно-коммунальных услуг будет следующей:

1. Начисление платы от населения и прочих потребителей за жилищные и коммунальные услуги посредником:

дебет 62 субсчет «Плата населения и прочих потребителей за ЖКУ» кредит 90.1 субсчет «Выручка».

2. Списание производственных затрат комиссионером:

дебет 90.2 субсчет «Себестоимость продаж» кредит 20 «Основное производство».

3. Начисление НДС на сумму вознаграждения по договору:

дебет 90.3 субсчет «НДС» кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС».

4. Получены денежные средства от населения и прочих потребителей в оплату коммунальных услуг:

дебет 51, 50 «Расчетный счет», «Касса» кредит 62 субсчет «Плата населения и прочих потребителей за ЖКУ».



Назад в раздел

Рубрики раздела «Вопросы – ответы ЖКХ. Проблемы ЖКХ и их решение»

Концессия в ЖКХ

Вопрос: Почему концессионные проекты (концессия) часто попадают в суд? Как этого избежать?
Посмотреть ответ
 
Вопрос: Почему рекомендуется начать разработку документации по передаче объектов по концессионному соглашению (как для конкурсной процедуры, так и для частной инициативы) в начале календарного года?
Посмотреть ответ
 

Системы коммунальной инфраструктуры

Вопрос: В каких случаях перевод открытых систем теплоснабжения в закрытые может быть экономически и технически выгодным решением? В чем причина принятия решения о запрещении использования открытых систем теплоснабжения?
Посмотреть ответ
 
Вопрос: Расскажите о распределении обязанностей в отношении бесхозяйных котельных. Кто должен поставить бесхозяйную котельную на учет?
Посмотреть ответ
 

Предприятия ЖКХ

Вопрос: Разъясните, каков порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя
Посмотреть ответ
 
Вопрос: К какому моменту при подготовке конкурсной документации должен быть подготовлен отчет о техническом обследовании объектов, планируемых для передачи по концессионному соглашению?
Посмотреть ответ
 

Тарифы ЖКХ. Инвестиционная программа ЖКХ

Вопрос: Как повлияет внедрение модели «альткотельной», упомянутой в энергетической стратегии развития Российской Федерации на период до 2035 года, на эффективность развития теплоснабжающей отрасли?
Посмотреть ответ
 
Вопрос: Хотим осуществлять деятельность по вывозу отходов в поселке. У нас есть очистные сооружения и гарантирующая организация, однако сети отсутствуют. Просим разъяснить как рассчитывать и утверждать тариф на вывоз ЖБО?
Посмотреть ответ
 

Права и обязанности собственников в многоквартирном доме

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, каким законом запрещают использовать питьевую воду подаваемую в МКД для полива клумб около дома, подключив кран в подвале этого же дома. Управляющая компания запрещает устанавливать кран в подвале для этих целей. Поясните, почему?
Посмотреть ответ
 
Вопрос: Необходимо ли страховать лифты в многоквартирных домах и на основании какого нормативного акта?
Посмотреть ответ
 

Жилищно-коммунальные услуги (оплата коммунальных услуг)

Вопрос: Здравствуйте! Наша управляющая организация предлагает собственникам жилья тариф на свои услуги с учетом НДС. В составе тарифа на содержание МКД (многоквартирных домов) имеются услуги сторонних организаций (обслуживание лифтов, страхование лифтов, санитарная обработка мусоропроводов), которые выставлены им без НДС. Однако управляющая организация начисляет на них НДС при формировании тарифа. Правомерно ли это?
Посмотреть ответ
 
Вопрос: Здравствуйте. Мы предоставляем коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения населению. В этом году планируем сменить систему налогообложения с общей на упрощенную. Может ли это повлиять на снижение уже установленных для нас тарифов на коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение)?
Посмотреть ответ
 

Управление многоквартирными домами

Вопрос: Здравствуйте! Мы создали управляющую организацию ЖКХ. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 14.05.2014. следующий наш шаг – создание печати и открытие расчетного счета. Документы в банк для открытия счета поданы. Подскажите, пожалуйста, по какой форме нужно уведомлять об открытии счета в банке налоговую инспекцию и Фонды обязательного страхования.
Посмотреть ответ
 
Вопрос: 

Здравствуйте! В связи с принятыми в первом чтении поправками к закону №261-ФЗ «Об энергосбережении…» участились вопросы от собственников жилья о проведении энергоаудита в нашем жилом доме. Меня, как директора управляющей компании, интересует:

1. Какие обязанности в области организации энергосбережения существуют у управляющих компаний ЖКХ.

2. За чей счет осуществляется проведение энергосберегающих мероприятий?

3. Какие требования предъявлять к энергоаудиторам при поиске специалистов, оказывающих услуги по проведению энергоаудита в МКД.
Благодарю за пояснения.

УК «Дом»
Посмотреть ответ
 

ТСЖ

Вопрос: Автономное учреждение выполняет муниципальные задания в сфере жилищно-коммунальных услуг.
01.01.2011 вступает в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который внес изменения в Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон № 174-ФЗ), а именно: согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ в редакции Федерального закона № 83-ФЗ автономное учреждение может создаваться для целей, отличных от указанных в данной статье, только в случаях, установленных федеральными законами.
Значит ли это, что автономное учреждение, выполняющее муниципальное задание в сфере жилищно-коммунальных услуг, должно реорганизоваться, ликвидироваться либо необходимо осуществить смену типа учреждения  
Посмотреть ответ
 
Вопрос: Относятся ли ТСЖ к перечню юридических лиц – некоммерческих организаций, для которых плата за технологическое присоединение к электрическим сетям не должна превышать 550 рублей?
Посмотреть ответ
 

Задать вопрос

Поля, обязательные к заполнению, отмечены звездочкой *.

Ф.И.О.:*
Компания:
E-mail:*
Контактный телефон:*
Текст вопроса:*
Введите символы с картинки

konces.gif

invest.gif